Как российский малый бизнес пережил шоки 2022 года. 12 ключевых фактов

qr-code
Как российский малый бизнес пережил шоки 2022 года. 12 ключевых фактов

Что случилось?

Факт 1. Разрушение логистических связей с западными партнерами оказалось не тотальным

Главной поломкой, вызванной СВО и последовавшим за ней каскадом западных санкций, ожидаемо стало разрушение десятилетиями выстраивавшихся связей российских предприятий с западными партнерами и контрагентами. Материалы КЭП-сессий показывают, насколько глубокими оказались эти связи и для малого бизнеса. Прямые контракты с западными поставщиками и потребителями, трансграничные платежи в иностранной валюте по системе SWIFT – это все не было для малого бизнеса чем-то экзотическим. Неудивительно, что для ряда бизнесов барьеры во взаимодействии с многолетними партнерами оказались болезненными. И здесь, несмотря на кажущийся сегодня тотальным разрыв с Западом, все не так однозначно: в ряде случаев западные партнеры предпочли сохранить связи с российским бизнесом, несмотря на политическое давление своих правительств и общий тренд на сворачивание отношений. Российские предприниматели называют следующую формулу работы с Западом: «Все зависит от конкретного партнера. Кто-то на Западе испугался 12 и разорвал связи, и здесь уже бесполезно выстраивать какие-то обходные цепочки поставок через Иран, Турцию, Китай или ОАЭ. А вот если партнер принимает решение не на основе политических факторов, а на основе долговременного позитивного опыта взаимоотношений с российской компанией и сохраняет связи, то тут уже мы начинаем думать, какие имеются варианты, как простроить новые цепочки». Человеческие отношения и способность договариваться оказались особенно важны в тех секторах, где речь идет о поставках в Россию уникальных позиций, которые не производятся в Китае или на глобальном Юге.

 

Факт 2. В условиях дефицита кадров на рынке труда выросла интенсивность труда

Основная проблема, возникшая в условиях растущего дефицита кадров на рынке труда и уменьшения штатов, – увеличение нагрузки на оставшихся сотрудников и расширение их функционала. Перераспределение нагрузки в ряде случаев не сопровождалось увеличением заработной платы ввиду финансовых проблем предприятий. Предприниматели восприняли повышение интенсивности труда персонала скорее как положительный фактор, в то время как сотрудники считали, что их используют. Это негативно сказывалось на мотивации и могло применяться лишь как временная антикризисная мера. Со временем неизбежно пришлось повышать зарплаты. На микропредприятиях с небольшим штатом дополнительная нагрузка в условиях нехватки кадров традиционно легла на владельцев бизнеса. Впрочем, сами они утверждают, что работы не боятся и уверены, что ситуация, когда владелец по совместительству «и швец, и жнец, и на дуде игрец», типична для малого бизнеса. Более того, респонденты уверены, что именно готовность руководителя бизнеса браться за любую работу, способность заменить собой любого сотрудника, вплоть до уборщицы, водителя или грузчика, и помогает малым предпринимателям выживать в кризисы.

 

Факт 3. Самостоятельно починить кадровые поломки малому бизнесу не под силу

Малый бизнес столкнулся с потерей кадров, критично превышающей обычный (фоновый) уровень текучести. С началом СВО появились новые проблемы и усугубились старые – обнажился системный кадровый кризис, назревавший в стране на протяжении многих лет. Сочетание системной природы и остроты придает нынешнему кадровому кризису особую сложность. Резкое увеличение спроса на персонал при одновременном уменьшении предложения спровоцировало нездоровую тенденцию, характерную для «рынка продавца», а именно тенденцию к снижению уровней квалификации и мотивации соискателей при повышении уровня их запросов в части зарплаты и условий труда. Удерживать своих сотрудников при традиционно ограниченных возможностях в сфере оплаты труда малому бизнесу стало еще труднее. При этом усилия и затраты работодателей на подбор, обучение и мотивирование новых сотрудников существенно выросли. Ситуацию в моменте усугубили следующие факторы: краткосрочное мышление и низкая мотивация сотрудников в условиях неопределенности, демографическая яма, изменения в миграционных процессах, ценностная установка молодых специалистов «мало работать и много получать». Это оказалось актуальным для большой категории участников исследования из разных регионов и значимых для экономики отраслей. Почти все эти факторы кадровой проблемы и инструменты ее решения лежат вне сферы влияния малых предпринимателей.

 

Факт 4. Психологические поломки в малом бизнесе были обратимыми и краткосрочными

В первые дни СВО предприниматели испытали шок, который парализовал деятельность компаний. И руководители бизнеса и сотрудники проводили рабочее время, читая новости, не в силах вернуться к рабочим задачам. Но необходимость выполнять рутинные операции, отвечать на запросы от контрагентов постепенно вывела людей из шокового состояния. Включенность в операционные процессы позволила многим поймать момент оживления замершего спроса – сильнейшего стимула для малого бизнеса. Выход из шока занял три-семь недель. Для предпринимателей важную роль в переходе от простоя к активным действиям сыграло понимание ответственности за судьбы сотрудников компаний. Как ни странно, именно понимание того, что «это все» не закончится ни через два месяца, ни через полгода, позволило перейти от выжидательной позиции к активным действиям. И представители малого бизнеса и клиенты пришли к установке «жизнь продолжается». На этом фундаменте уже в мае-июне 2022 года произошел резкий отскок большинства просевших в первые недели СВО показателей, главным образом – выручки, наблюдался повышенный спрос в большинстве секторов малого бизнеса.

 

Факт 5. Масштабные потрясения бизнес преодолел, афтершоки – нет

Российский малый бизнес довольно быстро нашел пути для преодоления многочисленных барьеров и препятствий, возникших в результате санкций. Согласно расхожему мнению, для российских предпринимателей не в новинку заниматься изобретением различных схем для обхода барьеров и запретов. Так, относительно быстро были решены проблемы блокирования транснациональных платежей, разрыва логистических цепочек и другие. Найденные решения быстро транслировались предпринимателями по горизонтальным каналам внутри отраслей и предпринимательских сообществ. В то же время системные проблемы, стоящие годами и десятилетиями перед малым бизнесом, он так же эффективно решать не может. Отчасти в силу того, что накопленные в предыдущие годы ресурсы пошли на преодоление неожиданных вызовов турбоРеальности, отчасти – в силу не барьерного характера этих хронических проблем и отсутствия азарта для их решения. К числу таких нерешаемых проблем следует отнести проблему непрерывно сокращающегося на протяжении почти 10 лет (с кризиса 2014–2015 годов) платежеспособного спроса и проблему потолка роста. Эти хронические проблемы малого бизнеса обострились под воздействием трудностей, порожденных санкциями.

 

 Как реагировали?

Факт 6. Чтобы адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса, предпринимателям пришлось измениться самим

Новый кризис, связанный с началом СВО, побудил российских предпринимателей существенно пересмотреть свои цели, мотивы и устремления. Многие предприниматели поняли, что процесс преобразования бизнеса нужно начинать, в первую очередь, с самих себя – им самим нужно сначала измениться, чтобы потом менять под себя окружающую реальность. По-старому работать уже не получалось, поэтому руководителям компаний пришлось вникать в вопросы, которые раньше их не касались, пришлось работать гораздо больше – буквально на пределе своих сил и возможностей. Предприниматели осознали, что имеющихся у них знаний и компетенций не хватает для решения возникающих проблем, и, соответственно, пошли учиться. Кто-то занимался самообразованием, штудировал литературу, изучал полезные материалы на интернет-сайтах, кто-то проходил тематические онлайн-курсы повышения квалификации, кто-то активно участвовал в профессиональных конференциях, бизнес-форумах, где находил единомышленников и обменивался с ними полезной информацией. 

 

Факт 7. Человечность, честное партнерство и надежная репутация оказались ключевыми активами и залогом устойчивости в периоды турбулентности

Кризис 2022 года показал, насколько важно для предпринимателя поддерживать устойчивые социальные связи и сохранять добрые человеческие отношения на всех уровнях ведения бизнеса – с собственными сотрудниками, партнерами и контрагентами, поставщиками и потребителями продукции и услуг, а также с представителями государственных структур. Умение удержать и поддержать материально и психологически в трудное время своих сотрудников, найти для них новую работу, помочь с переобучением, сохранить рабочие места и заработную плату сыграли ключевую роль в удержании компаний на плаву. Многим предпринимателям пришлось идти на уступки, договариваться с партнерами и контрагентами. Благодаря наличию с ними хороших, доверительных и дружеских отношений, ситуацию часто удавалось урегулировать с выгодой для обеих сторон или, по крайней мере, удавалось избежать серьезных потерь.

 

Факт 8. Кризис 2022 года дал мощный толчок и стимул предпринимателям заняться реформированием и расширением своего производства

Российские предприниматели по-разному реагировали на сложившуюся ситуацию. Одни перешли на режим жесткой экономии, стали закрывать офисы и переводить сотрудников на дистанционный режим работы, снижать повседневные расходы организации и отказываться от планов развития бизнеса. Другие, напротив, стали активно адаптироваться и развиваться – искать новых поставщиков, новые каналы сбыта продукции, реформировать и автоматизировать производственные процессы, переходить на выпуск новых продуктов, выходить на новые целевые группы клиентов и даже открывать совершенно новые направления деятельности. Некоторым из этих компаний удалось успешно заменить ушедших с рынка иностранных поставщиков: спрос на их продукцию настолько вырос, что они не всегда справлялись с теми объемами, которые запрашивали заказчики. Другие предприниматели успешно подстроились под нужды СВО – стали производить продукцию, необходимую для армии, востребованную на фронте. Таким образом, у части российских компаний появилась уникальная возможность сделать рывок вперед в развитии, воспользовавшись благоприятной внешней конъюнктурой.

 

Какие уроки извлекли?

Факт 9. Выжившие в кризисах последних лет предприниматели становятся философами

Пережив два кризиса подряд – пандемический кризис и кризис 2022 года – многие предприниматели невольно стали сравнивать эти два кризиса, анализировать и делать фундаментальные обобщения о природе предпринимательства. Предприниматели переживают интересную внутреннюю трансформацию: из роли очевидцев, людей, выбравшихся из серьезной переделки, они, поднявшись над ситуацией и пытаясь ухватить ее суть, переходят в роль философов. Арсенал высказываний предпринимателей пополняется обобщениями высокого порядка. Люди не только перечисляют лайфхаки, позволяющие выжить в сложные периоды, но и размышляют о самой сути турбулентной реальности и ее месте в истории страны и мира. И в разных уголках нашей страны предприниматели из различных сфер одновременно приходят к похожим выводам.

 

Факт 10. Предприниматели стали относиться к своему бизнесу как к организму и тренировать его иммунную систему

Раньше идеалом правильно работающего бизнеса был четко отлаженный механизм (часы/конвейер). Предприниматель стремился настроить этот механизм, отладить бизнес-процессы и затем лишний раз в них не лезть: «работает – и отлично!» Сейчас же – после череды кризисов, включая пандемийный кризис и кризис, связанный с СВО, – из-за не снижающегося уровня неопределенности и турбулентности в бизнес-среде (и в обществе) подход меняется.

Предприниматели теперь видят в своем бизнесе не бездушный механизм, а живой организм и сознательно создают учебные/тестовые кризисные ситуации (своего рода «прививки» или «закаливание»), чтобы тренировать иммунную систему этого организма. Предполагается, что, проходя через мелкие стрессы, бизнес вырабатывает иммунитет к более серьезным шокам внешней среды. Часы от малейшего удара останавливаются, и их починка обходится очень дорого. Организм же, который прививался, закаливался, быстро адаптируется к резко изменившейся неблагоприятной среде. Небольшие инъекции стресса и турбулентности своему бизнесу делает сам предприниматель. Предприниматели стараются заранее готовиться к чему-то негативному, продумывать негативные сценарии и пути выхода из трудностей. Для этого они, среди прочего, идут учиться и на опыте других (на чужих ошибках) узнают, какие могут быть нештатные ситуации. Чужой опыт и собственные представления о возможных угрозах проговариваются с сотрудниками компании (в формате простых обсуждений или в формате учений, стресс-тестов). Такие учения сознательно закладываются в управленческий процесс. Получается, предприниматели сами подвергают компанию мелким стрессам в плановом режиме, чтобы «переболеть» по расписанию, а когда начнется повальный мор, не заболеть.

 

Факт 11. Предприниматели, сохранившие бизнес в России, стали доверять государству

Если бизнес сильно локализован, объем операций достаточно велик и есть персонал, то ответственный предприниматель примет решение сохранить бизнес и остаться в стране, даже если он негативно относится к СВО. Если же он сохранил бизнес, остался в России и продолжил работать в складывающейся обстановке, то должен со временем снизить радикальность собственных оценок происходящего. Смирившись и сконцентрировавшись на вопросах выживания, оптимизации и развития бизнеса, такой предприниматель неизбежно начинает воспринимать единственно доступную рыночную среду как нормальную и находить в ней возможности.

 

Факт 12. Малый бизнес сплачивается и осознает себя как особую общность

Разговоры с предпринимателями дают основание предполагать, что наметился тренд на объединение владельцев малого бизнеса. Эти люди все больше осознают себя членами определенной социальной группы, ищут, находят и транслируют друг другу актуальную информацию, обмениваются опытом, декларируют необходимость создания корпоративных профессиональных объединений, формулируют принципы корректного взаимодействия с клиентами и партнерами по бизнесу. Объединение для владельцев малого бизнеса – это не только условие выживания в ситуации турбулентности, но и ресурс развития. Кроме того, сплочение предпринимателей позволяет им по-новому взглянуть на себя, понять природу предпринимательства, ухватить суть того, чем в действительности они занимаются: не просто проводят дни, продавая товары и услуги, а делают жизнь других людей лучше (это в большей степени касается b2c-компаний, но и в b2b-секторе много таких примеров). А делать жизнь людей лучше – значит создавать ценность. Таким образом, объединяясь, предприниматели лучше понимают, кто они, и с этой позиции осознанной субъектности переходят от производства чего-то на продажу к производству ценностей.

© 2025 ФОМ