Исследования турбоРеальности в условиях турбоРеальности

В рамках магистерской программы НИУ ВШЭ «Социология публичной и деловой сферы» состоялся семинар, посвященный исследованиям СМБиз

qr-code
Исследования турбоРеальности в условиях турбоРеальности

В начале мая сотрудники ФОМа ответили на вопросы студентов магистерской программы «Социология публичной и деловой сферы» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Беседа была посвящена Проекту СМБиз и траектории его развития в ближайшее время. Студентка программы Екатерина Шалонская зафиксировала основные моменты разговора, состоявшегося в формате интервью.

Фонд Общественное Мнение регулярно публикует результаты исследований Проекта «Социология Малого Бизнеса» (СМБиз). В рамках этого Проекта изучаются проблемы российского малого бизнеса и вырабатываются решения для развития данной отрасли. Последняя волна работ включает исследование малого бизнеса в условиях нынешней турбоРеальности – спецоперации и санкций.

В соответствии с разработанной в ФОМе концепцией, с одной стороны, турбоРеальность – это поток дотоле невообразимых событий, образующих невероятные обстоятельства жизни десятков миллионов людей. С другой стороны, турбоРеальность – это особое «состояние умов», в которых – во всех и сразу – возникли смятение, недоумение и непонимание, как будет дальше устроена жизнь. В связи с всеохватностью турбоРеальности возникли вопросы о том, как она влияет на исследования самой себя, на ход Проекта СМБиз. На них нам ответили Евгения Болонина, координатор Проекта, и Роман Бумагин, руководитель коммуникационного развития Партнерской сети ФОМа.

Изначально проект СМБиз изучал трансформацию малого бизнеса в условиях пандемии. Сейчас вы переориентировали его и сфокусировались на влиянии на эту сферу нынешней ситуации. Какие именно изменения произошли в исследовании?

Евгения Болонина: В первую очередь изменился тематический фокус. Раньше мы в большей степени фокусировались на влиянии пандемии. Но, несмотря на то что оно никуда не делось*, сейчас самое важное для бизнеса – это изменения, связанные со спецоперацией и санкциями. Мы перестали спрашивать о влиянии пандемии не только потому, что теперь это не так актуально, но и потому, что это не то, о чем сейчас хотят говорить предприниматели. Нам важно отразить актуальное положение дел в бизнесе. Не предугадать, не сделать прогнозы, а понять, как мыслят и действуют предприниматели. Поэтому мы изменили блоки вопросов, но базовые вопросы, конечно, остались.

О каких базовых вопросах идет речь?

Евгения Болонина: Что касается базовых вопросов, то давайте посмотрим на наше лонгитюдное исследование. Мы изучаем, как меняется ситуация в малом бизнесе от квартала к кварталу, проект рассчитан на 10 лет. В нем есть неизменные вопросы, например, о доходе. Что бы ни происходило, по этому показателю можно оценить относительную успешность или неуспешность бизнеса. То есть эти базовые вопросы необходимы в любом случае. Они не зависят от политической и экономической ситуации. Вопросы же тематических блоков выбираются в том числе для понимания того, что влияет на базовые показатели. Например, сейчас мы спрашиваем, влияют ли санкции и контрмеры на бизнес и каким образом.

Спрашиваете ли вы, как влияют на бизнес, например, оппозиционные политические взгляды или нежелание идти на имиджевые риски?

Евгения Болонина: Мы спрашиваем у владельцев малого бизнеса о конкретных вещах. Например, зависит ли их бизнес от зарубежных поставок и могут ли они перейти на аналоги или продолжать работу в условиях, когда прежние поставщики перестали с ними сотрудничать.

Роман Бумагин: Что касается политических взглядов, то далеко не все предприниматели –оппозиционеры, не все хлопают дверью. Что, собственно, и понятно: малый бизнес «живет на земле», у него нет запасного аэродрома. Большинство предпринимателей не могут уехать в Европу, они востребованы только здесь. Кроме того, многие владельцы малого бизнеса настроены патриотично. Они говорят: «Как-нибудь прорвемся», «Станем крепче», «Как-то вырулим». Поэтому здесь все неоднозначно. Но нужно помнить: это не репрезентативные данные, они получены в ходе глубинных интервью (серию таких интервью мы провели параллельно с опросом). Поэтому это мое «многие» следует воспринимать как «существуют такие предприниматели, и их не единицы...», но не более того.

Предприниматели из вашей Панели, которые «не прорываются» и закрывают бизнес, продолжают участие в исследованиях?

Евгения Болонина: Если кто-то закрывает бизнес, он исключается из Панели, но не сразу. Мы какое-то время продолжаем за ним следить: узнаем, почему он закрыл бизнес, какие у него планы. Кроме того, мы обращаемся к этому человеку позже, чтобы узнать, не открыл ли он новый бизнес. Знаете, предприниматели часто закрывают один бизнес – открывают другой. Некоторым просто нужно время, чтобы перегруппироваться.

Сколько предпринимателей в среднем исключается из Панели?

Евгения Болонина: Среднее время жизни малого бизнеса – около трех лет. Однако сейчас (в четвертой волне Лонгитюда) – у нас в два раза больше предпринимателей (чем в третьей волне), которые сообщили, что закрывают свое дело. Они уходят по разным причинам. Одни вообще не могут больше работать, другие переводят бизнес за границу, третьи ставят свою деятельность на паузу, четвертые идут работать наемными работниками, так как это легче. Поэтому, для того чтобы поддерживать панель, мы на каждой волне исследования делаем небольшой добор. Те, кто уходит, заменяются другими респондентами.

Сейчас, во время спецоперации, насколько предприниматели готовы с вами разговаривать?

Евгения Болонина: Мы заметили, что люди стали чуть охотнее отвечать на вопросы. У них появилось желание высказаться, поделиться мыслями и эмоциями. Но здесь, конечно, большую роль играет доверие. Например, у нас в исследовании есть долгосрочная связь между интервьюером и респондентом. Поэтому доверяют нам немного больше, чем другим организациям. Респонденты уже знают, как проходит интервью с ФОМом, и охотнее раскрываются.

Как влияет текущая политически напряженная ситуация на открытость и честность ваших респондентов?

Евгения Болонина: Очевидно, что не все готовы отвечать искренне, но так происходит всегда, независимо от ситуации. Это не так важно. В любом случае выводы по итогам опроса делаются на обобщенном массиве, а не на основе ответов одного конкретного человека. Кроме того, респонденты, которые разговаривают с нами не первый раз, уже знают: после ответов к ним никто не постучится с проверкой. Это играет важную роль и помогает поддерживать доверительные отношения.

Не дают ли вам респонденты те ответы, которые вы «хотите» услышать, чтобы обезопасить себя?

Евгения Болонина: Мы никогда не забываем про социально одобряемые ответы, но наши специалисты стараются сделать вопросы максимально нейтральными. Задача ФОМа заключается в том, чтобы анкета не склоняла респондентов к какому-то определенному мнению. Мы снимаем конкретные показания. Наши специалисты пытаются сделать инструментарий таким, чтобы позиции интервьюеров и аналитиков как можно меньше влияли на респондентов.

Роман Бумагин: Но есть, конечно, базовые методологические ограничения, которые влияют на респондентов, например эффект наблюдателя. Мы самим фактом своего вмешательства в реальность малого бизнеса искажаем ее. Мы вторгаемся, вносим какие-то собственные оценки и получаем в соответствии с этим результат.

Эффектом наблюдателя называют теорию, согласно которой простое наблюдение явления неизбежно его изменяет.

С какой задержкой публикуются результаты исследований?

Роман Бумагин: Если все идет ровно, то мы публикуем данные с довольно небольшим лагом, который приемлем и для наблюдателей, и для журналистов, и для общественности. В таком случае лаг просто принимается к сведению, учитывая регулярность и однородность данных. Но мы как исследователи тоже становимся заложниками турбоРеальности. Наш Проект стартовал в середине прошлого года, и за это время произошло множество событий. Лаг становится все более критическим и существенным. Его уже нельзя игнорировать.

Как повлияла специальная операция на регулярность проведения исследования?

Роман Бумагин: Надо сказать, что последняя волна исследования, сфокусированная на событиях и последствиях спецоперации, немного отложилась. Она должна была стартовать в конце февраля, но мы взяли паузу, для того чтобы дать людям как-то сориентироваться, понять, что вообще происходит. Если бы мы спрашивали их «в моменте», это был бы полный хаос. Та самая турбоРеальность. Сейчас люди уже несколько адаптировались и понимают, что жизнь не закончилась и надо как-то двигаться дальше.

У Проекта СМБиз есть много региональных партнеров, которые помогают в исследованиях. У вас возникали с ними какие-то проблемы в условиях санкций и спецоперации?

Роман Бумагин: Если говорить в целом, то где-то люди настроены позитивно и их бизнес чувствует себя очень хорошо, где-то ситуация сложнее и хуже. Мы стараемся это обсуждать и поддерживать тех партнеров, которые сейчас испытывают трудности. Но, конечно, ситуация тревожная. Это реальность – турбоРеальность. Всех лихорадит, все сложно и неоднозначно. Большую конкретику я здесь привести не могу, потому что это затрагивает интересы наших партнеров.

 

Этот разговор – в некотором смысле преодоление исходного пафоса концепта турбоРеальности. Вихрь действительно закружил нас всех. Но он проецируется в реальности в весьма простых понятиях. Для предпринимателей в доходах, ценах, потребителях, логистике. Для исследовательских компаний в методологических инструментах и подходах.

_____

* На момент разговора ковидные ограничения еще не были отменены.

Екатерина Шалонская
© 2024 ФОМ