Искусственный интеллект в малом бизнесе

Опыт внедрения ИИ участниками Лонгитюда

qr-code
Искусственный интеллект в малом бизнесе

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.

Анализ данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ за IV квартал 2025 года показывает, что искусственный интеллект в бизнесе использует только треть предпринимателей, и для них это про реальную выгоду здесь и сейчас: экономию времени и увеличение возможностей для поддержания и развития бизнеса. Рассмотрим, кто, почему и с какими результатами внедряет эти технологии в бизнес и по каким причинам большинство этого не делает.

Если вы думаете, что искусственный интеллект (ИИ) в бизнесе – это удел крупных корпораций и стартапов из Кремниевой долины, данные вас удивят. Оказывается, малый бизнес в России тоже начинает внедрять ИИ, но делает это не для прорывных инноваций, а для решения конкретных операционных задач. Мы проанализировали результаты исследования, чтобы выяснить, кто и почему использует ИИ в бизнесе, а также какие задачи он помогает решить и какие подводные камни встречаются на этом пути.

За последний год (с октября 2024 года) каждый третий участник Лонгитюда (31%) использовал технологии искусственного интеллекта для развития своего бизнеса. Остальные две трети (68%) не применяли ИИ для решения рабочих вопросов за последний год. При этом большинство пользователей ИИ в бизнесе (65%) начали применять его недавно, в течение последнего года, а вот опытных пользователей, более года, – только 33%.

 

* Вопрос задавался тем, кто сказал, что за последний год доводилось хотя бы изредка обращаться к технологиям искусственного интеллекта для решения тех или иных задач бизнеса, – отвечал 31% респондентов.

Портрет участника Лонгитюда – пользователя ИИ

Исследование дает четкий демографический портрет участника Лонгитюда, уже использующего ИИ в работе. Чаще, чем в среднем по выборке, его используют 18–39-летние (27% против 21%)1, предприниматели с высшим образованием (86% против 74%), жители городов-миллионников (41% против 33%), а также предприниматели, чей бизнес, как правило, имеет выручку более 5 млн рублей в год (57% против 47%), и предприниматели, работающие в сфере услуг, а именно: занимающиеся научной и технической деятельностью (21% против 12%) и деятельностью, связанной с информационными технологиями, связью, интернетом (16% против 7%). Кроме того, ИИ чаще используют предприниматели, которые в III квартале 2025 года придерживались стратегии роста (20% против 13%), и предприниматели, у которых в III квартале появились новые направления деятельности, виды работ (18% против 11%).

Таким образом, ИИ в бизнесе чаще используют предприниматели, которые не просто хотят автоматизировать рутину, чтобы удержаться на плаву, а активно ищут новые возможности для роста и расширения своего дела.

Зачем участники Лонгитюда обращаются к ИИ

Отвечая на вопрос о мотивах использования технологий искусственного интеллекта в бизнесе, 41% предпринимателей говорил, что использует ИИ из-за «желания сэкономить финансовые, временные и человеческие ресурсы компании». Более редкими мотивами использования ИИ в бизнесе являются:

  • желание экспериментировать, пробовать новые технологии (24%);
  • положительный опыт применения ИИ в повседневной жизни (17%);
  • желание следовать трендам, оставаться конкурентоспособным (11%).

При этом отметим, что желание сэкономить финансовые, временные и человеческие ресурсы чаще возникает у тех, кто в III квартале открыл новые направления деятельности, а также у тех, кто в том же квартале увеличил расходы на оплату труда работников. А вот желание экспериментировать чаще свойственно тем, кто, наоборот, закрыл некоторые направления своей деятельности в III квартале, а также тем, у кого большое число сотрудников (более 16 человек)2. Это показывает, что ИИ используется по-разному в зависимости от конкретной бизнес-ситуации.

 

* Вопрос задавался тем, кто сказал, что за последний год доводилось хотя бы изредка обращаться к технологиям искусственного интеллекта для решения тех или иных задач бизнеса, – отвечал 31% респондентов.

Наиболее распространенный мотив «желание сэкономить» определяет наиболее распространенные задачи, для которых предприниматели используют ИИ в бизнесе:

  • поиск информации для повседневной работы (78%);
  • написание текстов: постов, описаний товаров и услуг, договоров (66%);
  • генерация изображений и видео (60%);
  • получение советов в сложных ситуациях, поиск нестандартных решений (52%).

Более сложные задачи предприниматели делегируют искусственному интеллекту несколько реже:

  • распознавание и анализ изображений, видео (38%);
  • преобразование аудио- и видеозаписей в тексты или резюме (33%);
  • получение идей с целью развития продукта, услуги, новых ниш (33%).

Кроме того, ИИ используется для решения следующих задач:

  • автоматизация процессов управления бизнесом (25%);
  • автоматизация взаимодействия с клиентами – например, с помощью чат-ботов, голосовых помощников на базе ИИ (24%);
  • анализ и прогнозирование ситуации на рынке (22%);
  • настройка рекламы и рассылок клиентам (19%);
  • автоматизация процессов производства, упаковки и сборки (13%).

То есть главная цель использования ИИ в микро- и малом бизнесе – не создать нечто революционное, а быстрее и дешевле справиться с уже существующими задачами. Меньшая распространенность использования ИИ для аналитики, генерации идей и автоматизации процессов указывает на то, что это более сложные задачи, которые требуют более сложных формулировок запросов, а также критической оценки выводов ИИ, а для этого необходимы дополнительные компетенции и время предпринимателя.

 

* Вопрос задавался тем, кто сказал, что за последний год доводилось хотя бы изредка обращаться к технологиям искусственного интеллекта для решения тех или иных задач бизнеса, – отвечал 31% респондентов.

Главный измеримый эффект: не прибыль, а время

Что же получают предприниматели от использования ИИ в своем бизнесе? Данные однозначны: самый значимый и массовый положительный эффект – это «экономия времени, задачи решаются быстрее» (75%). Повышение качества выполнения задач отмечают лишь 35%, а прямую экономию на сотрудниках – 31%. Реже всего отмечают экономию на оборудовании и программах (15%).

Таким образом, первый и главный результат, который участники Лонгитюда почувствовали от внедрения ИИ, – это не рост доходов, а появление свободного времени. Этот ресурс бесценен для владельца малого бизнеса. Вопрос в том, на что они его направят: на новые проекты, стратегию или, наконец, на отдых.

 

* Вопрос задавался тем, кто сказал, что за последний год доводилось хотя бы изредка обращаться к технологиям искусственного интеллекта для решения тех или иных задач бизнеса, – отвечал 31% респондентов.

Обратная сторона: сложности использования ИИ в бизнесе

С трудностями при использовании ИИ в бизнесе сталкиваются 80% пользователей.

Топ-5 проблем:

  • ошибки и низкое качество результатов (36%);
  • необходимость использования VPN (33%);
  • недостаток компетенций у себя или команды (30%);
  • трудности с оплатой зарубежных технологий ИИ (28%);
  • сложности с подбором конкретного ИИ-продукта, подходящего для бизнеса (20%).

Примечательно, что среди столкнувшихся со сложностями при использовании ИИ в бизнесе доля предпринимателей со стратегией роста выше, чем среди всех опрошенных (19% против 13%).

Итог: проблемы – необязательно повод отказываться от технологий, их можно воспринимать как часть процесса обучения. Наиболее активные и ориентированные на развитие предприниматели готовы преодолевать технические и качественные барьеры, видя долгосрочную перспективу.

 

* Вопрос задавался тем, кто сказал, что за последний год доводилось хотя бы изредка обращаться к технологиям искусственного интеллекта для решения тех или иных задач бизнеса, – отвечал 31% респондентов.

Основные барьеры использования ИИ – от отсутствия потребности до недоверия

Несмотря на растущий интерес к технологиям искусственного интеллекта в обществе, данные Лонгитюда показывают, что значительная часть малого бизнеса пока остается в стороне: 68% участников Лонгитюда за последний год не обращались к ИИ для решения рабочих задач.

Их можно разделить на две группы:

  1. те, кто не видит необходимости использовать ИИ (78% от неиспользующих ИИ).  Для них текущие процессы, вероятно, не создают таких проблем, чтобы искать технологическое решение. Их бизнес-модель на данном этапе не требует такого инструмента;
  2. те, у кого потребность есть, но есть и барьеры (10% от неиспользующих ИИ). 

Основные из них:

  • недостаток знаний для внедрения ИИ;
  • недостаток доверия к качеству результатов;
  • высокая стоимость технологий;
  • опасения утечки конфиденциальной информации.

Таким образом, мы видим, что, помимо объективных барьеров (стоимость, сложность), существует мощный субъективный психологический барьер – недоверие. Недоверие к своей способности освоить технологию (недостаток знаний) и недоверие к самому ИИ как к исполнителю. Важно, что эти опасения не являются мифическими.

Как мы указывали выше, активные пользователи сталкиваются с теми же проблемами: низкое качество результатов (36%) и недостаток компетенций (30%). Разница лишь в том, что одна группа, столкнувшись с этим, продолжает использование ИИ, а другая – в принципе отказывается от внедрения ИИ или откладывает его.

Решение об использовании ИИ упирается в простой вопрос: перевешивает ли потенциальная выгода (в первую очередь – экономия времени) совокупность рисков и издержек? К издержкам относятся не только деньги, но и время на обучение, а также необходимость перепроверки ответов ИИ.

Если бизнес-процессы отлажены и не перегружены рутиной, ИИ может быть не нужен. Но если предприниматель чувствует, что тонет в операционных задачах, страхи стоит отбросить. Можно начать с малого: с одного простого инструмента для одной задачи. Это снимет барьер «недостатка знаний», предприниматель на собственном опыте сможет проверить, перевешивают ли плюсы от ИИ его большой минус – необходимость контроля.

 

** Вопрос задавался тем, кто сказал, что за последний год не доводилось хотя бы изредка обращаться к технологиям искусственного интеллекта для решения тех или иных задач бизнеса, – отвечали 68% респондентов.

*** Вопрос задавался тем, кто сказал, что есть потребность использовать технологии искусственного интеллекта в бизнесе, – отвечали 7% респондентов.

Таким образом, для части малого бизнеса искусственный интеллект перестал быть экзотикой. Он стал практичным инструментом для оптимизации, особенно востребованным у растущих компаний в крупных городах. Важно, что ИИ не разработает за предпринимателя стратегию развития и не найдет клиентов волшебным образом. Но он может стать эффективным «сотрудником», который возьмет на себя рутину, освободив предпринимателя для самого важного – развития своего бизнеса.

__________

Источник данных  

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.  

Выборка 18-й волны – 719 респондентов. Сроки проведения: 10 октября – 17 ноября 2025 года.  

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

____________________

1 Здесь и далее показатель по той или иной группе сравнивается с показателем по выборке в целом, если не указано иное. 

2 Отметим, что в этом абзаце ввиду небольшой наполненности подгрупп анализ распределения по ним респондентов следует считать скорее описательным, чем претендующим на репрезентативность.

Анастасия Поникаровская
© 2025 ФОМ