Мероприятие, посвященное совместному исследованию ФОМа, Сбера и Минэкономразвития, состоялось в начале апреля
В дискуссии «Предприниматели России: исследовательский мониторинг (ПРИМ) – первая волна» приняли участие представители Сбера, Банка России, Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», Национальной гильдии фрилансеров, НИУ ВШЭ и др.
Открывая экспертную дискуссию, директор Института Фонда Общественное Мнение Александр Ослон напомнил, что ПРИМ возник в контексте Проекта СМБиз, и кратко рассказал о проекте в целом и в частности – о Панели Малого Бизнеса, Лонгитюде Малого Бизнеса, а также о качественных исследованиях, результатом которых явились доклады «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии» и «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса». Александр Ослон отметил, что малый бизнес – залог развития экономики, поэтому крайне важно его изучать, проводить репрезентативные исследования на небольшой социальной группе, к которой относятся малые предприниматели и самозанятые.
«Для меня абсолютно принципиальна возможность проводить систематические исследования на очень малой социальной группе репрезентативно. Наша Панель – это бриллиант. Такой панели нет, и не знаю, будет ли когда-нибудь. К тому же я считаю, что малый бизнес – залог развития экономики. То есть я смешиваю личное с общественным: Панель мне лично кажется принципиально важной, а малый бизнес важен для государства. Поэтому мы три года развивали Проект СМБиз, и спасибо Сберу, который распознал в этом Проекте большой потенциал», – отметил Александр Ослон.
В свою очередь, представители Сбера высоко оценили экспертный уровень ФОМа, отметив, что ПРИМ воплощает и расширяет лучшие исследовательские практики «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), который с прошлого года приостановил сотрудничество с Россией.
«Такие исследования очень важны для предпринимательского сообщества, поэтому появилась идея запустить специализированное российское исследование, которое будет преемником GEM, но только шире, поскольку туда будут включены часть самого предпринимательства (потому что GEM был ориентирован в основном на нарождающуюся предпринимательскую активность) и самозанятые. Чтобы этот проект был максимально полезным, мы решили его делать в партнерстве с государством и предложили Минэкономразвития поучаствовать. Организацией, которая была единогласно предложена для реализации этого проекта, стал Фонд Общественное Мнение, поскольку у него есть большое накопленное знание по предпринимательству, специалисты глубоко погружены в этот вопрос, – отметил исполнительный директор управления GR и работы со специальными проектами Сбера Юрий Дмитриев. – За год в исследовании опрашиваются более 7 тыс. респондентов – это хорошая репрезентативная выборка. На основе полученных данных формируется ряд индексов, которые могут в динамике показать, что происходит в бизнесе: индекс экономических настроений, индекс оценки отношения к государству и т. д. Важным элементом исследования является переменная часть опроса, которая каждый квартал разная. Благодаря ей можно сосредоточиться на тех моментах, которые наиболее остро интересуют общество на данный момент».
О преимуществах ПРИМа по сравнению с GEM, где опрашивались лишь около 200 предпринимателей, говорила и доцент кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
А руководитель направления по исследованиям корпоративных клиентов Сбера Марина Горенская добавила, что преимуществом Панели Малого Бизнеса является не только ее репрезентативность, но и то, что она охватывает респондентов, живущих в небольших населенных пунктах – селах, пгт. Кроме того, метод телефонного опроса позволяет включить в исследование предпринимателей, которые не пользуются интернетом.
Подробнее про работу Панели Малого Бизнеса рассказал руководитель группы телеФОМ Тимур Османов. Он подчеркнул, что Панель – это не только база из 7760 респондентов, но и выстроенная система коммуникации с ними. В том числе – использование специального номера для опросов, работа обученных интервьюеров, которые знают специфику деятельности предпринимателей и умеют грамотно общаться с ними. То есть Панель представляет собой налаженную систему опросов предпринимателей.
В продолжение дискуссии руководитель группы «Финансовое поведение» инФОМа Людмила Преснякова напомнила, что уникальность проекта ПРИМ заключается в том, что в его фокусе находится не предприятие или компания, а сам предприниматель, его настроения, оценки происходящего и ожидания.
«Малый бизнес сейчас – это почти 6 млн предпринимателей, из которых 5,8 млн – микробизнес и 211 тыс. – малый бизнес. Кроме того, это почти 7 млн зарегистрированных самозанятых и, по предварительным оценкам, столько же неформальных самозанятых. Это огромные цифры, которые говорят о том, что проблематика предпринимательства напрямую касается половины работающего населения. Поэтому всем нужно понимать, как обстоят дела с этим сегментом, и развивать его», – сказала Людмила Преснякова.
Совместно с ведущим специалистом группы «Финансовое поведение» Юлией Дормидонтовой Людмила Преснякова представила результаты первой волны ПРИМа, выделив наиболее показательные из них и отметив, что исследования проводятся ежеквартально, а значит, данные не теряют своей актуальности.
1/5
Во второй части мероприятия эксперты обсудили, в чем ценность данных ПРИМа, как их использовать на практике и как расширить проблематику проекта. В частности, звучали предложения сделать исследования по регионам или исследования, касающиеся предпринимателей-подростков, которые только начинают делать первые шаги в бизнесе. А руководитель Департамента социологии факультета социальных наук и Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко отметил, что, для того чтобы развивать ПРИМ, нужно создать аналитическую фабрику, где проводился бы анализ данных проекта. Кроме того, чтобы обеспечить смену аналитиков, нужно, по мнению эксперта, создавать летние школы, где студенты и аспиранты работали бы с ведущими специалистами по анализу данных и перенимали их опыт.
В завершение встречи ее участники высказали свои пожелания и предложения в неформальной обстановке.
1/6