Публикация Анастасии Егоровой и Александра Чепуренко в «Российском журнале менеджмента» (2022 год)
Во времена турбулентности российский малый бизнес столкнулся с необходимостью адаптации к нестабильным условиям бизнес-среды для поддержания своей упругости, то есть способности быстро реагировать на неожиданные изменения. На основе результатов пяти волн Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, полученных в 2021–2022 годах, авторы изучили влияние характеристик самого бизнеса, индивидуальных качеств и поведенческих практик предпринимателя на его способность «держать внезапный удар» в ответ на внешние шоковые условия. Для анализа лонгитюдных данных авторы использовали метод мультиномиальной логистической регрессии с фиксированными эффектами.
В итоге они выяснили: чем масштабнее рынок, тем выше вероятность, что бизнес окажется либо устойчиво развивающимся даже в период шоков, либо проявит упругую реакцию на неблагоприятные внешние воздействия. Кроме того, у предпринимателей с добровольной мотивацией, занимающихся бизнесом ради самореализации или стремящихся достичь более высокого уровня дохода по сравнению с наемной работой, больше шансов, что их бизнес окажется упругим, чем у вынужденных, тех, кто занимается бизнесом ввиду отсутствия альтернатив.
Статья может быть интересна исследователям, изучающим адаптационные стратегии повседневного предпринимательства в условиях экзогенных шоков.
Источник: Российский журнал менеджмента
______