Доверяют ли участники Лонгитюда окружающим?

Влияние доверия или недоверия к людям на успехи в бизнесе и готовность предпринимателей просить о помощи

qr-code
Доверяют ли участники Лонгитюда окружающим?

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.

Почти три четверти (71%) участников Лонгитюда склонны доверять окружающим. В то же время такие респонденты чаще (26% против 21% среди всех опрошенных) отмечали, что их доверительное отношение к людям скорее мешает их бизнесу.

В III квартале 2025 года в Лонгитюде Малого Бизнеса ФОМ мы коснулись темы межличностного доверия и его влияния на бизнес участников исследования. 

В первую очередь мы спросили предпринимателей о склонности доверять или не доверять окружающим, а затем проанализировали, какие группы более, а какие менее доверчивы.

  • Почти три четверти (71%) опрошенных скорее склонны доверять окружающим. Склонны не доверять людям 22%, оставшиеся 7% затруднились ответить на этот вопрос.
  • Предприниматели, у которых дела идут в гору, показывают больший уровень доверия к людям (80% из них склонны доверять)1 а те, кто вынужден использовать стратегию выживания в своем бизнесе, наоборот, показывают больший уровень недоверия (32% среди них склонны не доверять).
  • Те предприниматели, которым удалось улучшить положение своего бизнеса или сохранить его на прежнем уровне в течение последних двух кварталов2 чаще демонстрируют склонность доверять людям (76 и 77% соответственно склонны доверять окружающим).
  • Стоит отдельно выделить группы «тревожных» и «оптимистичных» предпринимателей: те, кто вступал в новый квартал с ощущением беспокойства и тревоги, реже доверяют людям (66% склонны доверять при 71% среди всех опрошенных), в то время как их «оптимистичные» коллеги чаще (80%) доверяют окружающим, чем предприниматели в целом.
  • Точно так же те из опрошенных, кто считает, что сегодня стоит идти в предприниматели, демонстрируют склонность к доверию людям (80%), тогда как те, кто придерживается противоположной точки зрения, чаще склонны не доверять (35%).

Далее мы выяснили, что участники Лонгитюда думают о влиянии на бизнес своей склонности доверять или не доверять, а также посмотрели, кому из них от их точки зрения больше пользы, а кому – вреда.

  • О том, что их точка зрения на доверие – какой бы она ни была – скорее помогает им в бизнесе, сказали 49% опрошенных предпринимателей, что мешает – 21%, что не оказывает влияния – 14%, еще 9% затруднились с ответом.
  • Те, кто склонны не доверять людям, заметно чаще говорили о том, что это помогает им в бизнесе (68%). Верно и то, что доверяющие окружающим чаще, чем участники Лонгитюда в целом, заявляли, что это им мешает (26%).
  • Среди тех, кто полагает, что их мировоззрение мешает им в бизнесе, больше доверяющих (88%), а те, кто больше уверен в своей правоте, чаще, чем опрошенные в целом, не доверяют людям (31%).
  • Среди тех, кто улучшил свои позиции во II квартале, больше тех, кто считает свою точку зрения по доверию к окружающим верной (61%). Среди ухудшивших позиции чаще встречаются те, кто считает, что их взгляды им только мешают (26%).

_____

* Вопрос не задавался тем, кто затруднился с ответом на вопрос о доверии или недоверии к окружающим, – отвечали 93% респондентов.

_____

** Вопрос не задавался тем, кто затруднился с ответом на вопрос о доверии или недоверии к окружающим, – отвечали 93% респондентов.

  • Возвращаясь к теме влияния тревожности и оптимизма на ведение бизнеса, стоит отметить, что среди «недоверчивых» больше тех, кто на данный момент вынужден придерживаться стратегии выживания (45% при 31% среди всех участников Лонгитюда). При этом среди них меньше тех, кто придерживается стратегии сохранения бизнеса (41% при 53% среди всех участников Лонгитюда).
  • Те, кто считает, что их точка зрения по поводу доверия к окружающим скорее мешает им, чаще придерживаются стратегии выживания (38%), а те, кто, наоборот, уверен в полезности своих взглядов на доверие, чаще придерживаются стратегии роста (18% при 13% среди всех участников Лонгитюда). Соответственно, мы наблюдаем ситуацию, в которой уверенность в своей позиции непосредственно связана с успешностью бизнеса.

Отдельно мы затронули такую тему, как готовность предпринимателей просить при необходимости о помощи, и проанализировали, есть ли взаимосвязь между ней и склонностью к доверию или недоверию.

  • Несмотря на то что большинство участников Лонгитюда склонны доверять людям, когда дело касается решения проблем, большинство (59%) стремится справляться с ними самостоятельно. Только 35% обращаются за помощью, еще 6% затруднились ответить.
  • Женщины с большей вероятностью обратятся за советом (42%) при возникновении сложностей или проблем в бизнесе.
  • Те, кто придерживается стратегии роста1, и те, кто считает, что во II квартале условия для ведения бизнеса улучшились, чаще готовы обращаться за помощью к другим (43 и 45% соответственно).
  • Также интересно отметить, что респонденты со средним уровнем образования реже склонны просить о помощи (27%) и чаще стараются найти решение своими силами (68%).
  • Не наблюдается явной связи между склонностью к доверию и склонностью к обращению за помощью. Вероятно, это не зависящие друг от друга паттерны поведения. Очевидно, можно доверять людям в целом, но по ряду причин с трудом обращаться к ним за помощью для решения проблем, а можно испытывать определенную настороженность к окружающим, но обращаться к ним за помощью в тех ситуациях, когда самостоятельно решить возникшие вопросы не получается.

Подведем итоги. 

«Оптимистичные» предприниматели, а также предприниматели, имеющие более успешные бизнесы, чаще доверяют окружающим. «Пессимистичные» предприниматели чаще говорили о недоверии, так же как и предприниматели, чей бизнес «выживает». 

Однако «доверчивые» респонденты чаще считают, что это мешает их делу, а «недоверчивые» – что помогает. При этом среди «недоверчивых» больше тех, кто «выживает». 

Все это говорит о некоторой парадоксальности полученных результатов. Мы установили, что доверие к окружающим связано с успешностью бизнеса. Но успех в бизнесе является следствием доверия к окружающим или доверие является следствием успеха в бизнесе, сказать сложно.

_______________

1 Отметим, что ввиду небольшой наполненности подгруппы анализ распределения по ней респондентов следует считать скорее описательным, чем претендующим на репрезентативность.

2 Группы строятся на ответах на ежеквартальный вопрос о том, какой бизнес-стратегии придерживается каждый участник Лонгитюда (выживание, сохранение или рост). Исходя из разницы ответов одних и тех же респондентов на данный вопрос в текущем и предыдущем кварталах рассчитывается изменение стратегии за квартал. На основе полученных данных выделяются три группы: «Улучшившие позиции» – сменили стратегию выживания на стратегию сохранения или роста; стратегию сохранения на стратегию роста; продолжили придерживаться стратегии роста; «Стабильные» – продолжили придерживаться стратегии сохранения бизнеса; «Ухудшившие позиции» – сменили стратегию роста на стратегию сохранения или выживания; стратегию сохранения на стратегию выживания; продолжили придерживаться стратегии выживания.

_____________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.

Выборка 17-й волны – 708 респондентов. Сроки проведения: 9 июля – 12 августа 2025 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

Мария Цимбал
© 2025 ФОМ