Самые интересные результаты опроса предпринимателей, проведенного в IV квартале 2024 года
Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.
Большинство предпринимателей знакомы с понятием «цифровизация бизнеса» (74%) и заинтересованы в дальнейшем внедрении новых цифровых технологий в свое дело (52%). Состоят в предпринимательских объединениях 38% респондентов и еще 22% хотели бы к ним присоединиться. Основная мотивация для этого – возможность обмена опытом и профессиональными знаниями с другими предпринимателями (81%).
В IV квартале 2024 года прошла девятая волна совместного исследования ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ). В рамках этого опроса мы узнали у предпринимателей, используют ли они цифровые инструменты в своем деле и как понимают цифровизацию бизнеса в целом, вступают ли в профессиональные сообщества, а также поинтересовались у них, откуда они получают информацию об изменениях в бизнес-среде.
Знают о том, что такое цифровизация бизнеса (то есть смогли дать ей какое-либо определение), 74% респондентов, 13% сказали, что не знают, что это такое, столько же затруднились с ответом. Лучше всего о цифровизации осведомлены респонденты 36–45 лет (81%), владельцы бизнесов с годовым оборотом более 5 млн рублей (79%) и владельцы B2B-бизнесов (78%). Чаще всего под цифровизацией предприниматели понимают автоматизацию бизнес-процессов и отказ от ручного труда (32%), автоматизацию бухгалтерии, налоговой отчетности и банковских перечислений (23%). Следующий по популярности вариант – введение электронного документооборота (15%).
* Полная формулировка вопроса: «Как вы понимаете выражение «цифровизация бизнеса», в чем она, по вашему мнению, состоит?»
Чаще всего предприниматели используют в бизнесе электронный документооборот (65%) и электронную бухгалтерию (62%), несколько реже – облачные хранилища данных (46%) и собственные сайты (41%). Каждый третий (30%) автоматизирует работу с персоналом, каждый пятый (21 и 20% соответственно) использует инструменты для продвижения онлайн и CRM-системы. Бизнесы, оформленные как юридические лица, чаще, чем ИП, пользуются большинством этих цифровых инструментов.
Среди плюсов цифровизации предприниматели чаще всего называют экономию времени (70%), облегчение процессов (58%) и общее повышение качества работы и рабочих процессов (44%).
Большинство респондентов отметили, что с помощью цифровых инструментов можно было бы эффективнее решать такие задачи, как взаимодействие с налоговыми органами (63%), бухгалтерский учет и отчетность (56%) и взаимодействие с контрагентами (51%). Юрлица готовы решать большее число задач с помощью цифровых инструментов, чем ИП, а бизнесы B2B – чем бизнесы, работающие с государством или физлицами. Большинство респондентов, чей бизнес оформлен как юридическое лицо, помимо перечисленных выше задач, также обратили внимание на анализ результатов деятельности компании, прогнозирование (57%) и продвижение товаров и услуг (53%).
Заинтересованы в дальнейшем внедрении новых цифровых технологий в свой бизнес 52% предпринимателей. Чаще такую готовность выражали те, кто считает, что условия для ведения бизнеса в их регионе улучшаются (73%). Предприниматели из этой группы с помощью цифровых инструментов чаще всего готовы решать такие задачи, как взаимодействие с налоговыми органами (71%), бухгалтерская отчетность (64%), взаимодействие с контрагентами (62%), продвижение товаров и услуг (58%), прогнозирование (58%) и обработка обращений клиентов (53%).
Противоположная от цифровизации и технических вопросов бизнеса сторона – человеческое общение. Мы спросили предпринимателей о том, состоят ли они в профессиональных сообществах и какие плюсы видят в общении с коллегами.
В профессиональных объединениях состоят 38% респондентов. Чаще это те, кто смотрит в будущее скорее с беспокойством (43%), а также те, кто строит планы на будущее (41%). Можно предположить, что это связано с потребностью «тревожных» предпринимателей в поддержке со стороны коллег. Те, кто строит планы на будущее, вероятно также нуждаются в поддержке коллег и в соответствующей среде, которая помогает в планировании и прогнозировании бизнеса.
Хотели бы состоять в объединениях предпринимателей 22% респондентов. Чаще это оптимистично настроенные предприниматели, которые смотрят в будущее с уверенностью (27%).
Чаще всего предприниматели имеют членство в отраслевых (28%) и территориальных (10%) объединениях.
Более половины респондентов (58%) считают, что членство в профессиональных объединениях помогает предпринимателям. Чаще такая точка зрения свойственна тем, кто считает, что условия для ведения бизнеса в их регионе скорее улучшились (77%), женщинам (65%) и индивидуальным предпринимателям (61%).
Те, кто уже состоит в профессиональных сообществах, сообщили, что вступили в них в первую очередь ради возможности обмена опытом и профессиональными знаниями с другими предпринимателями (81%). Из других причин большинство респондентов отметили возможность следить за новостями в отрасли (72%), общение с коллегами и чувство общности (63%), генерацию новых идей (62%), поддержку и помощь коллег (62%), возможность заводить новые знакомства и партнерства (62%). Каждый второй (53%) также отметил возможность обмена клиентами и заказами с другими предпринимателями. Среди тех, кто только хотел бы состоять в профессиональных сообществах, эти же причины называют даже чаще.
Более скептически настроены по отношению к предпринимательским сообществам 23% респондентов. Они считают, что сообщества скорее никак не могут помочь их бизнесу. Так чаще отвечали респонденты старше 55 лет (33%), владельцы бизнесов с оборотом более 5 млн рублей (30%) и владельцы бизнесов, в основном работающих на государство (30%).
О важности взаимодействия предпринимателей с коллегами говорит и тот факт, что чаще всего предприниматели узнают о новостях в своей отрасли именно через личное общение с коллегами (72%). Популярны также новостные каналы и группы в соцсетях (62%). Чуть реже предприниматели используют для этих целей тематические видео (43%), ТВ-новости и специализированные сайты (по 36%). Каждый третий (33%) также читает чаты предпринимателей, чтобы следить за актуальными новостями. Тематические видео (56%) и чаты предпринимателей (42%) в особенности актуальны для молодых бизнесменов (18–39 лет).
** Представлены позиции, набравшие более 5%.
__________
Источник данных
ПРИМ. Девятая волна. Опрос владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство основным видом деятельности
Срок проведения девятой волны – 25–29 ноября 2024 года, выборка – 605 человек.
Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.