Десятая волна ПРИМа: предыдущий опыт работы, мотивация и личностные качества предпринимателей

Что помогает им развивать бизнес?

qr-code
Десятая волна ПРИМа: предыдущий опыт работы, мотивация и личностные качества предпринимателей

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.

До создания бизнеса, которым предприниматели владеют сейчас, 90% работали по найму. При этом 25% от всех опрошенных ранее уже имели другой бизнес. При переходе от предыдущей работы к нынешнему бизнесу половина предпринимателей (50%) сменила сферу деятельности.

Желание чувствовать себя свободно – основная причина открытия своего дела (39%), однако 20% предпринимателей решили заниматься бизнесом из-за необходимости зарабатывать на жизнь.

В I квартале 2025 года прошла 10-я волна совместного исследования ФОМа, Сбера и Минэкономразвития России «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ). В ходе исследования мы спросили у предпринимателей о том, каков был их предыдущий опыт работы, об их мотивации, а также о необходимых предпринимателям личностных качествах.

ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

До открытия текущего бизнеса 90% предпринимателей работали в найме, а у 25% от всех опрошенных ранее был другой бизнес. Последний показатель выше среди респондентов, оценивших финансовое положение своего бизнеса как хорошее (32%), а также среди жителей городов с населением более 500 тыс. (30%). Можно предположить, что жизнь в крупных городах, где больше условий для ведения бизнеса, стимулирует людей заниматься предпринимательской деятельностью в целом. Наличие же большей доли «опытных» предпринимателей среди успешных бизнесов может говорить о том, что прошлый опыт помогает им в развитии нынешнего дела.

Половина респондентов (50%) сменила сферу деятельности при открытии текущего бизнеса. Чаще это те, чей нынешний бизнес взаимодействует с физлицами (56%). Остались работать в той же сфере, что и ранее, 43%. Сменившие сферу деятельности чаще всего отмечали, что сделали это исходя из интереса к новой сфере (22% от отвечавших), а также из-за стечения обстоятельств (14% от отвечавших) и возможности больше зарабатывать (12% от отвечавших).

_____

* Вопрос задавался тем, кто в вопросе о занятости до появления текущего бизнеса выбрал хотя бы одну позицию: работа по найму, самозанятость, другой бизнес, – отвечали 94% респондентов.

Также мы спросили у предпринимателей, какие критерии они используют, оценивая свой бизнес. Чаще всего предприниматели обращают внимание, во-первых, на финансовые показатели (69%), во-вторых, на удовольствие от процесса работы (50%). Первое больше свойственно молодым людям (18–39 лет, 77%), предпринимателям из сферы B2B (72%) и владельцам более крупных бизнесов (с годовым оборотом более 5 млн руб., 78%), а второе – предпринимателям, работающим в сфере услуг (58%). Личное удовольствие от процесса работы – немаловажный фактор, популярность которого говорит о том, насколько сильно предприниматели эмоционально включены в свою профессиональную деятельность.

МОТИВАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Отвечая на вопрос о том, что прежде всего побудило их заняться бизнесом, предприниматели чаще всего отмечали желание работать на себя, чувствовать себя свободным (39%). Далее следует вариант «необходимость зарабатывать на жизнь» (20%), который оказался более актуален для респондентов 56 лет и старше (32%).

Предприниматели также поделились способами сохранения мотивации в работе. Чтобы избежать профессионального выгорания, они советуют, во-первых, любить свою работу, получать от нее удовольствие (21%), во-вторых, правильно распределять время между работой, хобби и личной жизнью (18%) и, в-третьих, быть оптимистично настроенными (15%).

«Любить свое дело, чем занимаешься, кайфовать, когда занимаешься любимым делом».

«Отдыхать не просто на диване. Активным отдыхом заниматься на лыжах, на лошадях, на машинах. Должна быть отдушина».

«Надо стремиться и идти вперед, как бы трудно ни было, и добиваться своей цели. Всегда черной полосы не бывает, всегда после черной приходит белая».

Среди внешних факторов мотивации более половины респондентов выбрали вариант «востребованность моего бизнеса на рынке» (53%). Следующий по популярности ответ – «поддержка семьи и друзей» (37%). Востребованность несколько важнее работающим в сфере услуг (63%), а поддержка близких – работающим в торговле (44%). Хотя бы один из внешних факторов, среди которых были, например, высокий уровень конкуренции, поддержка со стороны государства, улучшение экономической ситуации и др., выбрали 92% предпринимателей, то есть почти для всех важны не только внутренние побуждения, но и влияние извне.

_____

** Представлены позиции, набравшие более 1% ответов.

Что же касается борьбы со стрессом, 96% предпринимателей назвали следующие способы: активный отдых (54%), сон и покой (47%), а также физическая активность (43%). При этом сон и покой называли чаще респонденты в возрасте 40–55 лет.

Лишь 1% сказал, что таких способов у него нет, а 3% сообщили, что не сталкиваются со стрессом.

_____

*** Представлены позиции, набравшие более 5% ответов.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА

Большинство (84%) предпринимателей считают, что склонность к предпринимательству – скорее врожденное качество, причем чаще такой точки зрения придерживаются респонденты старше 56 лет (92%). Молодежь же, напротив, больше склонна не соглашаться с этой точкой зрения (24% против 13% по всей выборке).

Среди качеств, которые в первую очередь необходимы предпринимателям для достижения успеха, первое место, по мнению респондентов, занимает умение общаться с людьми, выстраивать отношения, то есть коммуникативные навыки (54%). Далее следуют стратегическое мышление, умение строить долгосрочные планы (37%) и организаторские навыки (34%).

_____

**** Представлены позиции, набравшие более 5% ответов.

На вопрос о том, должен ли предприниматель постоянно развивать в себе такие навыки, 73% респондентов ответили положительно. При этом женщинам ближе точка зрения, что предпринимательские качества нужно тренировать постоянно (83%), а мужчинам – что делать это на постоянной основе необходимости нет (24%).

Что же касается способов развития в себе качеств, необходимых для предпринимательского успеха, большинство респондентов выбирают чтение – книг, статей и Telegram-каналов (54%). Чуть меньшее число предпринимателей отметили, что обращаются к другим предпринимателям (46%). Также популярными способами являются прослушивание подкастов, просмотр видео (30%).

Чаще всего использование упомянутых методов развития предпринимательских качеств свойственно молодым людям (до 39 лет). Небольшая доля респондентов (7%) также призналась, что ничего не делает для этого.

_____

***** Представлены позиции, набравшие более 1% ответов.

Таким образом, опрос показал, что большинство предпринимателей ранее были наемными работниками (которые сменили место работы вместе со сферой деятельности). Чаще всего, открывая свой бизнес, предприниматели руководствуются желанием чувствовать себя свободно, они испытывают интерес к своей отрасли, вдохновляются на свою деятельность примерами из реальной жизни и непрерывно обучаются новому, чтобы развивать личностные качества, полезные для предпринимательства.

_______________

Источник данных

ПРИМ. 10-я волна. Опрос владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство основным видом деятельности.

Срок проведения 10-й волны – 6–14 марта 2025 года, выборка – 612 человек.

Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

Мария Цимбал
© 2025 ФОМ