Дефицит кадров и повышение зарплат

Нехватку сотрудников испытывает примерно каждый второй предприниматель

qr-code
Дефицит кадров и повышение зарплат

В IV квартале 2024 года ФОМ задал предпринимателям – участникам Лонгитюда Малого Бизнеса несколько вопросов о дефиците кадров в их бизнесе, повышении зарплат сотрудникам в III квартале и планах на это в I квартале 2025 года.

Дефицит кадров

Дефицит кадров – насущная проблема предпринимательства: ее наличие отмечают более половины (55%) участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, причем для трети (32%) дефицит оказывается значительным (для 23% – незначительным). Не испытывают дефицита 42%. При этом степень остроты проблемы мало зависит от того, в какой фазе своего развития пребывает бизнес: единственным статистически значимым отличием является более высокая доля говорящих о значительном дефиците кадров среди тех, чьей бизнес-стратегией является выживание (38% против 29% тех, чья стратегия – сохранение, и 34% тех, чья стратегия – рост).

* Задавался вопрос «Какое из этих трех слов лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию в третьем квартале: выживание, сохранение или рост?».

Более контрастно выглядит распределение в разрезе прогнозов на IV квартал (опрос проводился в его первой половине). Предприниматели, ожидающие улучшений, оценивают нехватку сотрудников в своем бизнесе примерно на том же уровне, что и предприниматели, ожидающие ухудшений: если среди первых о значительном дефиците говорят 37%, о незначительном – 23%, а о его отсутствии – 36%, то среди вторых доли составляют 39, 19 и 40% соответственно. А вот предприниматели, полагающие, что текущий квартал будет схож с предыдущим, отличаются от «оптимистов» и «пессимистов»: о значительном дефиците они говорят заметно реже – 27%, а об отсутствии проблемы как таковой – чаще – 47% (с незначительным дефицитом столкнулись 24%).

** Задавался вопрос «Как вы думаете, IV квартал 2024 года для вашего бизнеса будет лучше, хуже или примерно таким же, как прошлый, III квартал?».

Близость ответов «оптимистов» и «пессимистов», вероятно, объяснима следующими обстоятельствами. С одной стороны, значительный дефицит чаще испытывают те, кто в предыдущем квартале столкнулся со снижением спроса (40% против 32% по выборке), снижением дохода от бизнеса (37%) и его недостаточностью для покрытия прямых расходов бизнеса (37%), – то есть те предприниматели, которые столкнулись с проблемами в бизнесе, требующими оптимизации расходов, а значит, и с невозможностью закрыть потребность в новых сотрудниках. С другой стороны, доля испытывающих значительный дефицит заметно выше и среди тех, у кого в предыдущем квартале появились новые виды деятельности (49%) – то есть среди предпринимателей, скорее всего, преуспевающих, но ввиду реструктуризации бизнеса находящихся в поиске новых кадров.

Если же говорить про различия в зависимости от типов предприятий, то потребность в новых сотрудниках прямо пропорциональна размеру бизнеса: в группе не имеющих наемных сотрудников о значительном дефиците кадров (то есть о сильной потребности в найме работников) говорят 14%, в группе с числом сотрудников от 1 до 15 человек тех, кто жалуется на значительную нехватку работников, уже 36%, а в группе с числом сотрудников более 16 человек – 61%. Кроме того, остро не хватает сотрудников чаще тем, чьи потребители – преимущественно государственные организации (39%), и тем, чей основной вид деятельности – производство (44%).

*** Задавался вопрос «Сейчас на вашем предприятии есть наёмные работники? И если есть, то сколько?».

**** Задавался вопрос «На кого преимущественно ориентировано ваше предприятие, кто ваши потребители – физические лица, бизнес или государственные организации?».

***** Задавался вопрос «Какие виды деятельности преимущественно осуществляет ваше предприятие?».

Среди всех участников Лонгитюда 27% говорят о значительном негативном влиянии дефицита кадров на функционирование бизнеса, 22% – о незначительном, не испытывают неблагоприятных последствий нехватки сотрудников всего 5% опрошенных предпринимателей (среди испытывающих дефицит доли составляют 49, 40 и 9% соответственно). Предсказуемым образом оценка значительности негативных последствий напрямую связана с масштабом самого дефицита кадров. Отметим, однако, следующее: даже несущественная нехватка кадров, по всей видимости, способна становиться фактором риска: в группе испытывающих незначительный дефицит об отсутствии неблагоприятных последствий высказались лишь 14%.

Больше всего представителям малого бизнеса сейчас не хватает рабочих – так ответили 39% респондентов. Кратно реже отмечают нехватку специалистов – 21%. 10% говорят, что их бизнесу сейчас недостает служащих, технических исполнителей, 6% – руководителей.

Столкнувшимся с нехваткой кадров задавался также вопрос о предпринимаемых ими мерах по решению этой проблемы. Помимо поиска сотрудников разнообразными способами, будь то подача объявлений, реклама (10% среди всех опрошенных), подключение всех возможных каналов рекрутинга (7%), обращение к специализированным интернет-ресурсам (6%), поиск через знакомых (4%) или кадровые агентства (1%), привлечение студентов, молодежи (3%), мигрантов (1%), опрошенные предприниматели повышают оплату труда (8%) сотрудников, тем самым стремясь удержать уже имеющихся, или занимаются их переобучением (7%). В качестве еще одной стратегии выделяется автоматизация работ (1%), причем заметим, что она не является прерогативой только успешных бизнесов: по крайней мере, значимых различий между предпринимателями, следующими стратегиям выживания, сохранения или роста, не обнаруживается (впрочем, как и в отношении других типологических разрезов).

Повышение зарплат

Многие (40%) владельцы бизнеса, являющиеся участниками Лонгитюда, повышали зарплаты своим сотрудникам в III квартале 2024 года. Не повышали зарплаты 30% (еще примерно у стольких же – 29% – на начало 2024 года не было наемных сотрудников).

Чаще повышали зарплаты сотрудникам в III квартале 2024 года бизнесы, чьим основным потребителем являются государственные организации (среди них соотношение повышавших и не повышавших зарплаты составило 49% к 26%) и чьим основным видом деятельности является производство (57% к 25%).

Если же рассматривать ответы предпринимателей в разрезе их бизнес-стратегий, то «выживающие» и «сохраняющиеся» в большей мере склонны повышать зарплаты, нежели «растущие». Если среди «выживающих» и «сохраняющихся» соотношение повышавших и не повышавших оплату труда составляет 40% к 28–30%, то среди «растущих» эти доли практически равны – 42% к 39%. Можно предположить, что «выживающие» и «сохраняющиеся» вынуждены таким образом удерживать сотрудников, в то время как «растущие», вероятно, вынуждены оптимизировать расходы ввиду необходимости расширения бизнеса или же, напротив, изначально предлагают сотрудникам более высокие зарплаты.

В целом же повышение зарплат напрямую связано с дефицитом кадров: среди повышавших зарплату испытывают дефицит кадров 75%, тогда как среди не повышавших – 57%. Таким образом, в предпринимательской среде «гонка зарплат» сейчас является нередким явлением.

Наконец, о планах на повышение оплаты труда сотрудников в I квартале 2025 года сообщают 33% участников Лонгитюда (у 19% таких планов нет, 18% затруднились с ответом на вопрос). Причем любопытно, что повысить зарплату сотрудникам в ближайшем будущем чаще собираются те предприниматели, которые уже делали это в недавнем времени (то есть в III квартале 2024 года): среди них соотношение планирующих и не планирующих составляет 52% к 22%, тогда как среди не повышавших зарплату в III квартале 2024 года – 40% к 35%.

________________

Источник данных  

Опрос предпринимателей – участниковЛонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.  

Выборка 14-й волны – 718 респондентов. Сроки проведения: 10 октября – 11 ноября 2024 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос незадавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления

Анастасия Аганова
© 2025 ФОМ