Что участники Лонгитюда думают о господдержке?

Опыт получения мер поддержки предпринимателями в последние два года и планы обратиться за ними в дальнейшем

qr-code
Что участники Лонгитюда думают о господдержке?

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.

Только каждый 10-й участник Лонгитюда (10%) получал господдержку для бизнеса в последние два года. Чаще всего предприниматели обращались за льготными кредитами и грантами, субсидиями. Ненамного больше (11%) планируют это сделать в ближайший год. И столько же за последние два года столкнулись с ситуацией, когда они обращались за господдержкой, но не смогли ее получить.

В III квартале 2025 года мы поговорили с участниками Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ об их отношении к господдержке и опыте ее получения.

Опыт обращения за господдержкой

В первую очередь в ходе исследования мы спросили предпринимателей, получали ли они господдержку начиная с июля 2023 года, а затем проанализировали, как характеристики бизнеса связаны с обращением за ней. 

  • Лишь 10% процентов предпринимателей в последние два года получали господдержку, 89% ее не получали, оставшийся 1% затруднился ответить.  
  • Чаще всего предприниматели обращались за льготными кредитами (4%), а также за грантами и субсидиями (2%). Менее популярны (по 1%) государственные консультации по вопросам ведения бизнеса, помощь с прохождением обучения, предоставляемого государством, помощь с выходом на новые рынки, помощь с продвижением товара или услуги.
  • При этом чаще обращались за господдержкой те, у кого в предыдущем (II квартале) вырос спрос на продукцию (17% против 10% по всем опрошенным). Возможно, их бизнес уже какое-то время успешно развивался, в том числе благодаря полученной господдержке.  
  • Обращение за мерами господдержки также оказалось связано с расходами на ведение бизнеса. Так, чаще господдержку получали предприниматели, у которых во II квартале 2025 года увеличились расходы на оплату работников (17%). 

 

  • Кроме того, чаще получали господдержку предприниматели, которые считали, что III квартал 2025 года будет для их бизнеса лучше (15%). 

 

  • Предприниматели, которые занимаются бизнесом главным образом для самореализации, тоже чаще получали господдержку (15%).

 

Также мы узнали, сталкивались ли предприниматели с ситуацией, когда они не получили господдержку, обратившись за ней.

Только у 11% возникла подобная проблема. Большинство предпринимателей (88%) с такой ситуацией не сталкивались. Самая распространенная мера господдержки, в которой респондентам отказывали, льготный кредит (6% от всех участников Лонгитюда).

Любопытно, что почти 25% респондентов, получавших в последние два года господдержку, столкнулись с ситуацией, когда им не удалось получить ту господдержку, за которой они обращались.1

Также чаще (16%) говорили о том, что им не удалось получить какую-либо господдержку, предприниматели, у которых за последний квартал ухудшились позиции в бизнесе.2

Планы обратиться за господдержкой в ближайший год

Мы также спросили у предпринимателей об их намерении обратиться за господдержкой в ближайший год (до июля 2026 года).

  • Сделать это планируют 11% участников Лонгитюда, 75% не планируют обращаться за господдержкой, 14% затруднились с ответом.
  • Чаще не планируют обращаться за господдержкой те, кто занимается бизнесом для получения высокого дохода (84%). Среди занимающихся бизнесом ради самореализации или для того, чтобы прокормить семью, таких гораздо меньше, почти столько же, сколько среди всех опрошенных (74 и 72% соответственно). 

 

  • Более трех четвертей (79%) предпринимателей, которые не получали господдержку, не собираются обращаться за ней в ближайший год.
  • Среди предпринимателей, которые за последние два года получали господдержку1, больше тех, кто планирует за ней вновь обратиться в ближайший год (42%). Всего 38% из них не планирует этого делать, но высока и доля тех, кто затруднился ответить (20%).

 

Знакомство с цифровыми платформами, предназначенными для поддержки ведения бизнеса

Отдельно мы затронули тему цифровых платформ для предпринимателей, на которых в том числе можно узнать о мерах господдержки и обратиться за ней. 

  • О платформе «Мой бизнес» знают 16% участников Лонгитюда, 36% что-то о ней слышали. Платформа «МСП.РФ» оказалась менее известной: о ней знают 8%, 20% что-то слышали.

 

  • Заходило на эти платформы в последние 12 месяцев меньшее число респондентов: 12% – на сайт «Мой бизнес», 10% – на сайт «МСП.РФ».
  • О полезности этих платформ сказала еще меньшая доля участников Лонгитюда. Всего 7% опрошенных назвали полезной информацию на сайте «Мой бизнес», и только 3% – информацию на сайте «МСП.РФ». Можно, однако, предположить, что доля тех, для кого информация на этих платформах могла бы быть полезна, была бы выше, если бы большая доля предпринимателей знала о них и посещала их.

Итог

В последние два года господдержку получала сравнительно небольшая доля участников Лонгитюда (10%). Чаще помощь получали предприниматели, у которых выросли расходы на оплату труда, предприниматели, ожидавшие улучшений в будущем году, а также предприниматели, которые занимаются бизнесом ради самореализации.

При этом большинство тех, кто не получал помощь, не планируют обращаться за ней в ближайший год. Кроме того, участники Лонгитюда достаточно слабо осведомлены о таких платформах, как «Мой бизнес» и «МСП.РФ», которые помогают узнать о мерах господдержки и получить их. Это говорит о том, что важно повышать информированность предпринимателей об этих ресурсах.

_____________________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.  Выборка 17-й волны – 708 респондентов. Сроки проведения: 9 июля – 12 августа 2025 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

__________

1 Отметим, что ввиду небольшой наполненности подгруппы анализ распределения по ней респондентов следует считать скорее описательным, чем претендующим на репрезентативность. 

2 Группы строятся на ответах на ежеквартальный вопрос о том, какой бизнес-стратегии придерживается каждый участник Лонгитюда (выживание, сохранение или рост). Исходя из разницы ответов одних и тех же респондентов на данный вопрос в текущем и предыдущем кварталах рассчитывается изменение стратегии за квартал. На основе полученных данных выделяются три группы: «улучшившие позиции» – сменили стратегию выживания на стратегию сохранения или роста; стратегию сохранения на стратегию роста; продолжили придерживаться стратегии роста; «стабильные» – продолжили придерживаться стратегии сохранения бизнеса; «ухудшившие позиции» – сменили стратегию роста на стратегию сохранения или выживания; стратегию сохранения на стратегию выживания; продолжили придерживаться стратегии выживания. 

Эльмира Шамгунова, Юлия Дормидонтова
© 2025 ФОМ