Опыт получения мер поддержки предпринимателями в последние два года и планы обратиться за ними в дальнейшем

Для корректного отображения графиков на телефоне поверните его горизонтально.
Только каждый 10-й участник Лонгитюда (10%) получал господдержку для бизнеса в последние два года. Чаще всего предприниматели обращались за льготными кредитами и грантами, субсидиями. Ненамного больше (11%) планируют это сделать в ближайший год. И столько же за последние два года столкнулись с ситуацией, когда они обращались за господдержкой, но не смогли ее получить.
В III квартале 2025 года мы поговорили с участниками Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ об их отношении к господдержке и опыте ее получения.
В первую очередь в ходе исследования мы спросили предпринимателей, получали ли они господдержку начиная с июля 2023 года, а затем проанализировали, как характеристики бизнеса связаны с обращением за ней.
Также мы узнали, сталкивались ли предприниматели с ситуацией, когда они не получили господдержку, обратившись за ней.
Только у 11% возникла подобная проблема. Большинство предпринимателей (88%) с такой ситуацией не сталкивались. Самая распространенная мера господдержки, в которой респондентам отказывали, – льготный кредит (6% от всех участников Лонгитюда).
Любопытно, что почти 25% респондентов, получавших в последние два года господдержку, столкнулись с ситуацией, когда им не удалось получить ту господдержку, за которой они обращались.1
Также чаще (16%) говорили о том, что им не удалось получить какую-либо господдержку, предприниматели, у которых за последний квартал ухудшились позиции в бизнесе.2
Мы также спросили у предпринимателей об их намерении обратиться за господдержкой в ближайший год (до июля 2026 года).
Отдельно мы затронули тему цифровых платформ для предпринимателей, на которых в том числе можно узнать о мерах господдержки и обратиться за ней.
В последние два года господдержку получала сравнительно небольшая доля участников Лонгитюда (10%). Чаще помощь получали предприниматели, у которых выросли расходы на оплату труда, предприниматели, ожидавшие улучшений в будущем году, а также предприниматели, которые занимаются бизнесом ради самореализации.
При этом большинство тех, кто не получал помощь, не планируют обращаться за ней в ближайший год. Кроме того, участники Лонгитюда достаточно слабо осведомлены о таких платформах, как «Мой бизнес» и «МСП.РФ», которые помогают узнать о мерах господдержки и получить их. Это говорит о том, что важно повышать информированность предпринимателей об этих ресурсах.
_____________________
Источник данных
Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка 17-й волны – 708 респондентов. Сроки проведения: 9 июля – 12 августа 2025 года.
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.
__________
1 Отметим, что ввиду небольшой наполненности подгруппы анализ распределения по ней респондентов следует считать скорее описательным, чем претендующим на репрезентативность.
2 Группы строятся на ответах на ежеквартальный вопрос о том, какой бизнес-стратегии придерживается каждый участник Лонгитюда (выживание, сохранение или рост). Исходя из разницы ответов одних и тех же респондентов на данный вопрос в текущем и предыдущем кварталах рассчитывается изменение стратегии за квартал. На основе полученных данных выделяются три группы: «улучшившие позиции» – сменили стратегию выживания на стратегию сохранения или роста; стратегию сохранения на стратегию роста; продолжили придерживаться стратегии роста; «стабильные» – продолжили придерживаться стратегии сохранения бизнеса; «ухудшившие позиции» – сменили стратегию роста на стратегию сохранения или выживания; стратегию сохранения на стратегию выживания; продолжили придерживаться стратегии выживания.