Предприниматели – об участии и о роли семьи в их бизнесе
О том, что кто-то из членов семьи работает в их бизнесе, сообщили 38% предпринимателей. У 40% есть родственник, который мог бы стать их преемником в бизнесе. Однако передать бизнес родственникам в случае, если они сами не смогут или не захотят заниматься им дальше, хотели бы только 24%.
В рамках четвертого ежеквартального исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг», проводящегося совместно ФОМом, Сбером и Минэкономразвития, предпринимателей расспросили о том, какую роль семья, родственники играют в их бизнесе.
Как показали результаты опроса, эта роль достаточно большая. Так, более трети (38%) предпринимателей сказали, что в их бизнесе участвует кто-то из членов семьи. В большинстве случаев это жена или муж (67% среди тех, кто работает с родственниками). Заметно реже – сыновья (23%), еще реже – родители (16%) или дочери (14%).
При этом семейным свой бизнес готовы назвать лишь 33% предпринимателей. Чаще так отвечали предприниматели старше 55 лет (41%), женщины (50%), жители сел и пгт (42%), предприниматели из сферы торговли (43%).
Что любопытно, судя по ответам респондентов, готовность называть свой бизнес семейным не связана с его успешностью, но зато обуславливается в некоторой степени сферой деятельности.
О том, что у них есть родственник, который мог бы стать их преемником в бизнесе, сказали 40% предпринимателей.
Однако, несмотря на это, о готовности передать кому-то из родственников свой бизнес заявила несколько меньшая доля предпринимателей. Когда мы спросили респондентов, как бы они распорядились своим бизнесом, если бы больше не могли им заниматься, выяснилось, что многие предпочли бы его продать (29%). Точно такая же доля опрошенных не задумывалась об этом.
И только около четверти (24%) передали бы свой бизнес преемникам из числа родственников. Чаще о передаче бизнеса родственникам задумываются женщины (30%) и предприниматели в возрасте 56 лет и старше (41%). Реже – мужчины (22%) и, ожидаемо, молодые предприниматели в возрасте от 18 до 35 лет (11%), у которых, вероятно, еще нет потенциальных наследников.
Еще 7% передали бы свой бизнес преемникам не из числа родственников и практически столько же (8%) предпочли бы его просто закрыть.
Отдельной важной темой является отношение членов семей российских предпринимателей к их занятию бизнесом. По мнению самих предпринимателей, оно неоднозначное: родные и близкие видят в нем и много преимуществ (81% упомянул позитивные стороны), и много недостатков (74%).
Как полагают предприниматели, главная положительная сторона их бизнеса, с точки зрения их родственников, – материальное положение семьи, доход (46%). Другие преимущества упоминались значительно реже, например: свободный график работы (13%), возможность заниматься любимым делом (10%), сам факт занятости (9%) и независимость, которую дает ведение бизнеса (9%).
«Семья живет безбедно, ни в чем себе не отказывает».
«Моя доступность к дому, свободное время в любой момент».
А главный недостаток (который, кстати, упоминался даже чаще, чем главное преимущество) – это загруженность и ненормированный график (52%). Другие недостатки, которые, по мнению бизнесменов, родные видят в их деятельности, упоминались значительно реже. Это, например, нестабильность доходов и неэффективность бизнеса (10%), отсутствие стабильности в целом (9%), нервный характер работы, ее вред для здоровья (9%).
«Моя занятость. В связи со своей работой пропускаю важные мероприятия семьи и родственников».
«Отрицательные результаты работы».
Отметим, что независимо от того, считают ли они свой бизнес семейным и хотят ли передать его родственникам в будущем, при всех плюсах и минусах их профессиональной деятельности подавляющее большинство предпринимателей (85%) сказали, что ощущают поддержку со стороны семьи, когда у них возникают проблемы в бизнесе. И только 13% признались, что не чувствуют такой поддержки.
В целом результаты исследования свидетельствуют, что роль семьи в жизни предпринимателя достаточно высока и что предпринимательская деятельность затрагивает членов семьи предпринимателя, даже если те не работают в бизнесе вместе с ним. И, несомненно, наличие или отсутствие поддержки семьи, ее отношение к тому, что родственник занимается бизнесом, не могут не влиять на настроение предпринимателя, на его отношение к своей деятельности. В связи с этим имеет смысл рассматривать предпринимателя в том числе в контексте его семьи и учитывать ее потребности при подготовке мер поддержки и специальных программ для малого бизнеса.
_________________
Источник данных
ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Четвертая волна. Сроки проведения опроса: 11–14 сентября 2023 года, выборка – 614 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.