Суть, концепция и структура ПРИМа

Задача ПРИМа – всестороннее исследование предпринимательства

Содержание

Истоки и цели проекта

Уникальность проекта

Методология и структура проекта

___

Истоки и цели проекта

Предпринимательская деятельность, являющаяся одним из основных драйверов экономического развития страны, нуждается в регулярном и всестороннем мониторинге. Необходимость этого стала особенно явной в последние годы, когда бизнес сначала столкнулся с пандемией коронавируса, а затем – с последствиями новых санкций со стороны других стран.

Для того чтобы помогать предпринимателям успешно расти и развиваться, недостаточно изучать показатели статистического и околостатистического характера, такие как финансовое положение бизнеса и изменения в нем. Нужно смотреть глубже, подробно исследуя проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, давая им самим возможность высказаться, выразить свое мнение и отношение к текущей ситуации в стране и мире, поделиться своими переживаниями и ожиданиями, планами на будущее.

«Предприниматели России: Исследовательский Мониторинг» (ПРИМ), совместный проект ФОМа со Сбером и Минэкономразвития, появился как результат понимания этой не самой простой задачи. Его цель – донести голос предпринимателей до основных стейкхолдеров: власти, бизнеса, общества.

Мониторинг был создан для того, чтобы у партнеров проекта и всего рынка появился удобный инструмент, позволяющий в оперативном режиме видеть текущую ситуацию и настроения в малом и микробизнесе и на основе этих данных принимать оперативные решения – о работе с этим сегментом, об изменениях законодательства, адекватных мерах поддержки и т. д.

К содержанию

___

Уникальность проекта

Проект имеет несколько уникальных особенностей.

Во-первых, это то, что ПРИМ выводит на первый план человеческое измерение предпринимательства. В фокусе исследований оказывается не бизнес-единица (предприятие, компания), как обычно бывает в большинстве исследований предпринимательской деятельности, а человек – предприниматель, личность, тот, кто организует и ведет свой бизнес.

Во-вторых, это регулярность данного проекта – ежеквартальные исследования позволяют всегда иметь на руках самые актуальные данные о предпринимательстве в России.

В-третьих, это всесторонний охват проекта.

В его фокусе не только действующие предприниматели, но и еще одна важнейшая, но мало исследованная группа работающих на себя, способная в перспективе создать и свой бизнес, а именно – самозанятые (в том числе – теневые).

Также в проекте отдельное внимание уделяется изучению предпринимательской атмосферы в обществе и оценке предпринимательского потенциала, и здесь наследуются и продолжают воплощаться лучшие практики и стороны ежегодного «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM), частью которого Россия являлась с 2006 по 2022 годы.

Партнеры проекта – Сбер и Минэкономразвития – уже активно используют в своей работе результаты первой волны проекта.

К содержанию

___

Методология и структура проекта

В ПРИМе выделяются три исследуемые совокупности.

Предприниматели: россияне, считающие себя предпринимателями и имеющие свой бизнес в формате ИП или юридического лица. Изучаются с помощью уникального исследовательского инструмента – Панели Малого Бизнеса ФОМ, единственной в России основы для репрезентативного опроса предпринимателей.

  • Ключевые исследуемые темы – оценка предпринимателями ситуации в их бизнесе в частности и в экономике в целом, их настроения и ожидания, их отношение к государству и мерам поддержки.
  • Среди тематических блоков, которые изучались в первых двух волнах исследования, – уровень цифровизации бизнеса, потребность предпринимателей в обучении, сложности, возникшие из-за санкций, и пути их решения, импортозамещение, интерес к сотрудничеству с компаниями в других странах.
  • Ежеквартально опрашиваются по 600 человек.
  • Метод сбора данных: телефонный опрос.

Панель Малого Бизнеса – это база предпринимателей, согласившихся принимать участие в регулярных опросах ФОМа. Это единственная в России основа для репрезентативного опроса предпринимателей. Панель открывает возможность для оперативных и сравнительно недорогих репрезентативных исследований представителей малого бизнеса. Малый бизнес включает в себя ИП, микро- и малые предприятия.

 

Самозанятые: работающие на себя россияне, не имеющие статуса ИП или юридического лица (как официально зарегистрированные, так и неофициальные).

  • Ключевые исследуемые темы – оценка своего финансового положения самозанятыми, их клиентская база, изменения в ценах на продукцию и/или услуги, их настроения и ожидания, особенности деятельности (сфера, длительность работы на себя, наличие официального оформления).
  • Среди тематических блоков, которые изучались в первых двух волнах исследования, – потребность самозанятых в обучении, причины, побудившие их начать работу на себя, потребность в заемных средствах, стимулы и барьеры на пути официального оформления, возможные планы относительно перехода в бизнес.
  • Ежеквартально опрашиваются по 600 человек, отобранных из базы согласившихся и/или из репрезентативных опросов ФОМа.
  • Метод сбора данных: телефонный опрос.

Население трудоспособного возраста: россияне в возрасте от 18 до 65 лет.

  • Данная часть проекта ставит своей целью изучение настроений населения в отношении предпринимательства и предпринимательского потенциала населения. Она совмещает блок вопросов, разработанных ФОМом, и методологию ежегодного «Глобального мониторинга предпринимательства».
  • Здесь в фокусе исследования – вовлеченность населения в предпринимательскую деятельность, оценка населением атмосферы для ведения предпринимательской деятельности, ожидания от ее изменений в будущем, планы начать свое дело и оценка своих возможностей на предпринимательском поприще, а также ранняя предпринимательская активность (доля населения, открывшая свое дело в последние несколько лет).
  • Ежегодно опрашиваются не менее 2000 человек по репрезентативной выборке.
  • Метод сбора данных: телефонный опрос.

К содержанию

___

К настоящему моменту проведены уже две волны опросов предпринимателей и самозанятых (в IV квартале 2022 года и в I квартале 2023 года) и один опрос населения (в декабре 2022 года).

Мы уже писали про ПРИМ ранее. Также о проекте рассказывали Сбербанк и РБК.

Юлия Дормидонтова и Людмила Преснякова
© 2024 ФОМ