Как российский малый бизнес адаптируется к турбоРеальности, наступившей после начала СВО

ФОМ представляет третий Доклад в рамках Проекта «Социология Малого Бизнеса» (СМБиз). На этот раз межрегиональная исследовательская группа сосредоточилась на изучении опыта преодоления малым бизнесом санкционных шоков и адаптации к новой – нон-глобалистской – экономической реальности.

Фонд Общественное Мнение ежегодно выпускает Доклады в рамках Проекта «Социология Малого Бизнеса» (СМБиз). Дебютным в этой серии стал Доклад «Краш-тест малого бизнеса», вышедший в 2020 году. Легшее в его основу исследование было сосредоточено на изучении влияния первой волны пандемии COVID-19 на сектор малого бизнеса. Следующее исследование, представленное в 2021 году, было посвящено изучению того, как предприниматели адаптировались к новым условиям жизни и формировали новые подходы к ведению бизнеса в период казавшейся бесконечной пандемии. Изданный по его итогам Доклад получил название «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса».

В 2024 году в рамках этой серии был опубликован Доклад по итогам исследования, проводившегося в 2023 году и подводившего итог первым двум годам работы малого бизнеса в условиях СВО, – «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года».

Доклад 2024 года рассматривает не только то, что происходило с малым бизнесом в первые месяцы после начала СВО, но и то, как реагировали на это малые предприниматели, как своей активностью они меняли рыночную среду и как оперировали уже в этой (относительно) стабилизированной среде. Исследователи изучали, как предприниматели приспосабливались к новым реалиям, создавая новые правила ведения бизнеса. Важной задачей было и изучение уроков, которые извлекли для себя предприниматели из санкционного шока февраля – марта 2022 года и последующих за ним событий.

Анализ стратегий адаптации малого бизнеса важен не только для понимания текущей ситуации в разных регионах и отраслях, но и для выявления источников устойчивости и ресурсов, позволяющих предпринимателям справляться с возникающими трудностями во все времена. Каким образом они продолжают работать в условиях постоянных перемен? Какую роль играют полученные уроки в процессе адаптации к меняющимся условиям? В рамках исследования, легшего в основу доклада «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года», предприниматели из разных регионов отчетливо обозначали важный тезис: «Пандемия выступила своего рода репетицией перед кризисом, вызванным событиями февраля 2022 года, и без этой репетиции держать удар было бы гораздо сложнее». Поразительно, что этот тезис впервые был зафиксирован в рамках предыдущего Доклада – за несколько месяцев до начала СВО.

Участниками исследования 2023 года снова стали Коммуникабельные Эксперты-Предприниматели (КЭПы) – профессионалы, способные критически оценивать ситуацию и готовые рассуждать не только о своем бизнесе, но и о ситуации в регионе, в отрасли, в экономике в целом. Эти эксперты участвовали в специальных сессиях, проводимых в 24 регионах России, и делились своими мыслями и наблюдениями. Процедура отбора КЭПов включала использование специальных тестов и методик для определения коммуникабельности предпринимателей и способности выступать в качестве эксперта. Сами сессии проходили под руководством региональных исследователей – руководителей либо ведущих сотрудников компаний – Партнеров ФОМа в регионах России, которые в свою очередь зачастую сами являются представителями малого бизнеса. Эта совместная работа позволила создать атмосферу открытого диалога и обмена идеями между участниками.

Очень качественное исследование о состоянии сектора малого предпринимательства после февраля 2022 года с характеристикой разного рода «поломок» (в сфере логистики, кадров, сбыта, производственных процессов и т. д.) и об адаптации сектора к новым условиям.

Исследование проведено на основе серии КЭП-сессий (специально адаптированных для бесед с предпринимателями фокус-групп) и представлено в виде доклада. Материал излагается легким, доступным и во многом образным/метафоричным языком, что может представлять интерес и быть хорошо понятным даже для далекого от тематики читателя (только один пример: когда авторы пишут о «совокупном объеме предпринимательского нарратива», то не просто говорят о 210 тысячах слов, а сопоставляют с двумя томами «Войны и мира»).

Владимир Буев, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Выдержка из Доклада «Малый бизнес: жизнь продолжается. Травмы, трансформации и обретения после февраля 2022 года», ключевые факты, установленные в исследовании, представлены в материале «Как российский малый бизнес пережил шоки 2022 года. 12 ключевых фактов».

© 2025 ФОМ