Представление результатов направления «Антихрупкость» экспертному сообществу

О выступлениях на публичных мероприятиях и публикации научной статьи

С апреля 2020 года Фонд Общественное Мнение проводит интервью с топ-менеджерами бизнеса об адаптации компаний к условиям пандемии. В разделе «Антихрупкость» мы публикуем результаты этого исследования: рассказываем истории успеха и анализируем, какие свойства обуславливают выживаемость компаний в кризис. Кроме того, мы регулярно делимся результатами исследования на разных публичных площадках и в научных журналах. Представляем обзор ключевых материалов, которые мы презентовали экспертному сообществу в 2020 и 2021 годах.

Содержание

  1. Доклад «Бизнес в условиях экономико-пандемического кризиса: истории выживания»
  2. Доклад «Бизнес в условиях пандемии: практики выживания»
  3. Доклад «Российский бизнес в условиях пандемии: бизнес-процессы, корпоративная культура, способы адаптации»
  4. Доклад «Бизнес в новых условиях: тренды и уроки пандемии»
  5. Доклад «Как не падать духом в пандемию. Лайфхаки от руководителей бизнеса»
  6. Сессия мараФОМа «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии»
  7. Доклад «Тренды пандемии: новые реалии российских компаний»
  8. Доклад «Болезни роста: как размер компаний повлиял на их устойчивость в пандемию»
  9. Доклад «Роль корпоративной культуры в успешной адаптации российского бизнеса во время пандемии COVID-19»
  10. Доклад «Новые реалии российского бизнеса»
  11. Публикация научной статьи в «Социологическом журнале»

______

Презентация результатов на публичных мероприятиях

Доклад «Бизнес в условиях экономико-пандемического кризиса: истории выживания»

X Международная Грушинская социологическая конференция (20 мая – 14 ноября 2020 года). Секция «Посткоронабизнес: в поисках диагноза».

Первые месяцы пандемии были для бизнеса особенно тяжелыми. Большинство компаний не были готовы к введению ограничений, падению доходов, переходу на удаленную работу. В докладе рассматривалась реакция 30 руководителей компаний на самый сложный для бизнеса период – режим самоизоляции, а также способы адаптации компаний в условиях кризиса, изменения в бизнес-процессах и корпоративной культуре.

С началом пандемии руководителям пришлось пересмотреть собственные взгляды на ведение бизнеса, стать примером для своей команды. Это было своеобразной проверкой на прочность. На тот момент большинство руководителей старались просто удержать свою компанию на плаву, без стремительной трансформации бизнеса. Сквозной мотив всех интервью – стремление не останавливаться несмотря ни на что, не растерять команду, продолжать активную деятельность. Даже в ситуации неопределенности руководителям было важно осваивать новые управленческие функции и иметь несколько сценариев развития событий.

PDF Бизнес в условиях экономико-пандемического кризиса

Доклад «Бизнес в условиях пандемии: практики выживания»

43-е заседание международной научной школы-семинара «Системное моделирование социально-экономических процессов» имени академика С. С. Шаталина (13–18 октября 2020 года). Секция «Социальная политика и рынки труда».

В июне 2020 года ограничения с предприятий начали постепенно снимать. Компании возвращались к работе, но с соблюдением повышенных мер безопасности: масочного режима, социальной дистанции и т. д. Для многих этап снятия ограничений так же, как и сам период ограничений, оказался проверкой устойчивости бизнеса. Кроме того, предпринимателям предстояло понять, каковы новые настроения и ожидания потребителей.

В докладе «Бизнес в условиях пандемии: практики выживания» были рассмотрены ключевые проблемы и трудности, с которыми столкнулись компании в первые полгода пандемии, их способы адаптации к ситуации, а также примеры успешных коллабораций. В фокусе особого внимания – представители отраслей, признанных наиболее пострадавшими.

PDF Бизнес в условиях пандемии: практики выживания

PDF Диплом 2020 за высокий уровень результатов исследований с использованием методов математического моделирования

Доклад «Российский бизнес в условиях пандемии: бизнес-процессы, корпоративная культура, способы адаптации»

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (13–30 апреля 2021 года). Сессия «Новые бизнес-модели».

Через год после начала пандемии в беседах с руководителями компаний мы спрашивали их об уроках пандемии и планах на будущее. На сессии были представлены классификация кейсов в зависимости от способа адаптации компаний к условиям пандемии, а также выводы об изменениях во внутренних и внешних бизнес-процессах. Кроме того, была проанализирована роль корпоративной культуры, представлены признаки антихрупкости российского бизнеса.

В докладе шла речь и об уроках пандемии. В своих интервью информанты часто упоминали, что в кризис в той или иной степени стремятся пробовать новое, извлечь пользу из ошибок. Кроме того, они бережно относятся к человеческим и финансовым ресурсам, не боятся избавляться от неработающих активов. Таким образом предприниматели, проявившие антихрупкость, смогли извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

PDF Российский бизнес в условиях пандемии

Доклад «Бизнес в новых условиях: тренды и уроки пандемии»

XI Международная Грушинская социологическая конференция (17–22 мая 2021 года). Секция «Мир пандемической реальности: наблюдения и осмысления».

Беседуя с руководителями компаний из разных сфер, мы заметили, что, независимо от направления деятельности, бизнес сталкивается с теми или иными последствиями пандемии. Например, со снижением покупательной способности и ростом социального неравенства или ускорением «мобилизации» и цифровизации компаний. Безусловно, некоторые из этих процессов начались задолго до пандемии, однако значительно ускорились в новых условиях. Трендам была посвящена первая часть доклада, вторая урокам пандемии, которые извлекли руководители бизнесов.

PDF Бизнес в новых условиях

Доклад «Как не падать духом в пандемию. Лайфхаки от руководителей бизнеса»

XI Международная Грушинская социологическая конференция (17–22 мая 2021 года). Секция «Коллективная травма пандемии и посттравматический рост».

Во время кризиса основное давление приходится на руководителей компаний. Сотрудники часто ориентируются на своих боссов, поэтому руководителям очень важно быть психологически устойчивыми даже в стрессовых ситуациях.

Беседуя с руководителями бизнеса, мы спрашивали, что помогает им бороться со стрессом и несмотря ни на что продолжать свое дело. В докладе были рассмотрены практики, которые помогают управленцам не отчаиваться в кризис и удерживать бизнес на плаву.

PDF Как не падать духом в пандемию

Сессия мараФОМа «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии»

В июне 2021 года основные результаты исследования бизнеса в первый год пандемии обсуждались на гибридной конференции мараФОМ. На сессии «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии» социологи вместе с руководителями компаний и специалистами по менеджменту обсудили изменения в деятельности российского бизнеса в пандемию: какие стратегии выбирали компании в период ограничений и как руководители модернизировали бизнес. Также речь шла о свойствах антихрупких организаций и полезных уроках пандемии. Бизнесмены – представители индустрий красоты, гостеприимства, образования и других – рассказали, как им удалось не только сохранить бизнес, но и улучшить его, то есть проявить антихрупкость (видеозапись трансляции).

О выступлениях всех участников сессии читайте в материале «Корпорации и пандемия: взгляд ФОМа и экспертов»

Доклад «Тренды пандемии: новые реалии российских компаний»

44-е заседание международной научной школы-семинара «Системное моделирование социально-экономических процессов» имени академика С. С. Шаталина (49 октября 2021 года). Секция «Экономическая теория».

Тенденции, которые породила пандемия, определяют реалии работы российского бизнеса. Наши информанты – представители «антихрупкого» бизнеса, которые в кризис смогли стать лучше и найти новые направления развития. Такие предприниматели не только стремятся соответствовать возникающим на рынке трендам, но и сами создают их, задавая планку для всех остальных.

В докладе были приведены наиболее яркие тренды, о которых говорили многие представители бизнеса. Также были рассмотрены примеры компаний, которые внесли коррективы в свою деятельность в связи с этими трендами.

PDF Тренды пандемии

PDF Диплом 1_2021 за высокий уровень результатов исследований в социально-экономической сфере

Доклад «Болезни роста: как размер компаний повлиял на их устойчивость в пандемию»

44-е заседание международной научной школы-семинара «Системное моделирование социально-экономических процессов» имени академика С. С. Шаталина (49 октября 2021 года). Секция «Социальная политика и рынки труда».

Рост бизнеса – это в первую очередь расширение возможностей и выход на новый этап жизненного цикла компании. Но иногда компании осознанно сдерживают расширение бизнеса, чтобы снизить риски, связанные с планированием и болезнями роста. Это особенно актуально в условиях пандемического кризиса, когда в любой момент могут быть введены новые ограничения, поэтому руководителям компаний стоит трезво оценивать свои ресурсы.

В докладе были рассмотрены риски, которые несет увеличение размера бизнеса в условиях неопределенности. Кроме того, были обозначены подходы, которые использовали компании в поисках оптимальной стратегии, не усложняющей адаптацию к пандемийным реалиям.

PDF Болезни роста

PDF Диплом 2_2021 за высокий уровень результатов исследований в социально-экономической сфере

Доклад «Роль корпоративной культуры в успешной адаптации российского бизнеса во время пандемии COVID-19»

44-е заседание международной научной школы-семинара «Системное моделирование социально-экономических процессов» имени академика С. С. Шаталина (49 октября 2021 года). Секция «Социальная политика и рынки труда».

Исследуемые организации успешно адаптировались к пандемической реальности, запустили новые продукты и процессы, их коллективы освоили новые рабочие функции. Интервью показали, что одним из факторов выживаемости компании в кризис является наличие общей системы ценностей, разделяемой всеми участниками команды.

В докладе были рассмотрены разные аспекты корпоративной культуры на основе теоретического подхода американского психолога Э. Шейна. Также приведены результаты исследования об изменениях корпоративной культуры на фоне пандемии на основе кейс-стади и контент-анализа 70 интервью с руководителями компаний.

PDF Роль корпоративной культуры в адаптации бизнеса

PDF Диплом 3_2021 за высокий уровень результатов исследований в области управления экономическими системами

Доклад «Новые реалии российского бизнеса»

Круглый стол «Реакция российского бизнеса на пандемию» в Институте анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ (10 ноября 2021 года)

Опираясь на данные ФОМа и материалы совместного проекта НИУ ВШЭ и РСПП, участники круглого стола выделили тренды и вызовы для развития предпринимательства и малого бизнеса, промышленных предприятий и фирм-экспортеров в условиях пандемии, а также рассмотрели перспективы сотрудничества в рамках данного направления исследований.

Также специалисты ФОМа представили данные исследования о влиянии пандемии на деятельность бизнеса, полученные на Панели Малого Бизнеса, и рассказали о способах адаптации компаний к новым условиям, изменениях в стиле управления организациями и об уроках пандемии.

PDF Новые реалии российского бизнеса

Публикация научной статьи в «Социологическом журнале»

В декабре 2021 года в «Социологическом журнале» вышла статья под названием «Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19».

Ключевая идея статьи состоит в том, что в кризис корпоративная культура помогла руководителям компаний сохранить вокруг себя сплоченную команду, поддержать рабочую атмосферу и вдохновить сотрудников на дальнейшее развитие.

В статье рассмотрены разные аспекты корпоративной культуры, показана роль каждого из них в выживании бизнеса в условиях пандемии. Приведены результаты исследования об изменениях корпоративной культуры в контексте пандемии на основе кейс-стади и контент-анализа 70 глубинных интервью с руководителями компаний. Особое внимание уделено трансформации роли руководителя бизнеса. А также рассмотрены особенности корпоративной культуры для бизнесов разных размеров и обозначены направления будущих исследований.

Екатерина Никифорова, Юлия Кот
© 2024 ФОМ