Осведомленность о мерах господдержки, намерение за ними обратиться и оценка их эффективности
Государственные органы с первых дней введения санкций в отношении России осознали необходимость внедрения актуальных мер поддержки бизнеса. Однако разработка и реализация помощи сопряжены с различными трудностями. В частности, далеко не всегда эта помощь доходит до тех представителей малого бизнеса, которые больше всего в ней нуждаются. Как сказал один из участников опроса, «меры поддержки бизнеса бесполезны для небольшого бизнеса». В этом материале мы расскажем, как оценили меры государственной поддержки предприниматели, отвечавшие на вопросы анкеты четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, какая доля предпринимателей знает об этих мерах, кто собирается за ними обратиться и подтверждают ли опросные данные приведенную цитату.
О мерах и решениях, которые государство принимает для поддержки российской экономики в целом и малого бизнеса в частности, слышали 60% предпринимателей, принявших участие в четвертой волне Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Ничего не известно об этих мерах 35% респондентов (затруднились ответить на вопрос 5%).
Среди тех, кто слышал о мерах поддержки, вдвое больше (36% от всех опрошенных) оценивающих их как бесполезные для собственного бизнеса, чем считающих эти меры полезными (18%).
На конец апреля, когда была проведена основная доля интервью с участниками Лонгитюда, только 4% из них успели обратиться за господдержкой, 9% собирались это сделать. Слышали о мерах поддержки, но не собирались прибегать к ним 43% опрошенных.
Отметим, что даже среди тех предпринимателей, которые считают, что меры поддержки будут полезны для их бизнеса, только 12% уже обратились за помощью. Еще 26% собирались сделать это позднее. Большинство (56%) не планировали пользоваться мерами поддержки. Пользу для себя, вероятно, они видят не только в прямом финансировании или предоставлении государственных услуг, отсрочек по уплате налогов и т. п., за получением которых нужно обращаться напрямую, но и в улучшении ситуации в их отрасли.
Итак, какие группы предпринимателей лучше других осведомлены о господдержке, кто считает меры полезными для своего бизнеса и кто уже обратился или собирается за ними обратиться?
Лучше других знают о мерах господдержки крупные предприятия сферы малого бизнеса. С одной стороны, у них больше человеческих ресурсов на поиск информации о государственной помощи. С другой – их опыт подсказывает, что они могут на что-то претендовать, так как меры поддержки чаще распространяются именно на них, а не на микропредприятия.
По данным нашего опроса, знают о мерах поддержки 66% из имеющих статус юридического лица (таковых около трети от выборки) и только 56% индивидуальных предпринимателей (а их, соответственно, две трети от опрошенных).
Если посмотреть на различия не по организационно-правовой форме предприятия, а по численности наемных работников, то разница в информированности еще более заметна. Ниже всего доля информированных, 55%, среди не имеющих наемных работников (таких предпринимателей 46% от выборки). Среди имеющих от одного до пяти наемных работников показатель выше – 61% (28% от опрошенных). Самая высокая доля информированных, 68%, среди предпринимателей, использующих труд шести и более сотрудников (таковых 24% от опрошенных).
Опросные данные подтверждают, что информация о мерах господдержки хуже доходит до небольших предприятий.
Согласно результатам опроса, оценка ожидаемой эффективности мер поддержки различается в зависимости от организационных особенностей предприятия, сферы бизнеса и личных характеристик руководителя. И далеко не всегда полезной государственную поддержку считают представители тех предприятий, которые больше всего пострадали от нынешнего кризиса.
Больше надежд у более крупных предприятий – 24% из имеющих статус юридического лица считают господдержку полезной для своего бизнеса, а из числа имеющих в штате шесть и более наемных работников такого мнения придерживаются 27% (напомним, в среднем по всем опрошенным показатель составляет 18%). Микробизнес более скептичен. Среди индивидуальных предпринимателей о пользе государственной помощи говорили 16%, среди не имеющих сотрудников в штате – 13%. И это понятно: государству удобнее вести дела с крупными организациями. Оно, как и прежде, заинтересовано поддерживать занятость на крупных предприятиях, поскольку с ними легче договориться не увольнять работников и организационно проще наладить взаимодействие. Таким образом, кризис ударит по микропредприятиям гораздо сильнее, так как они не только обладают меньшими ресурсами, но и уровень господдержки для них, видимо, будет ниже.
В разрезе типов населенных пунктов чаще оценивают меры позитивно предприниматели в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн человек (23%). Реже – бизнесмены из городов-миллионников (13%).
Также с оптимизмом оценивает возможности государственной поддержки старшее поколение предпринимателей – 25% опрошенных старше 60 лет ждут положительного эффекта для своего бизнеса.
Вероятно, при решении вопроса, оказывать помощь или нет, стоит учитывать не размер предприятия, а то, насколько конкретный бизнес важен для экономики и насколько он пострадал от введенных санкций. В этом опросные данные демонстрируют явное противоречие. Чаще ждут пользы от мер государственной поддержки те предприниматели, которые от санкций пострадали в меньшей степени. Так, среди предпринимателей, на чей бизнес санкции не оказали негативного влияния, 25% ожидают пользы от принятых правительством мер. А вот среди тех предпринимателей, в чьем бизнесе уже произошел рост издержек из-за санкций, оптимизм по поводу эффективности господдержки проявили лишь 12%. Это неудивительно: бизнес последних уже пострадал от негативных последствий санкций, они уже столкнулись со сложностями при преодолении возникших проблем и более скептичны в оценках возможностей их решения посредством государственной помощи.
Из предпринимателей, ожидающих положительных последствий для своего бизнеса от введенных санкций, полезными меры господдержки считают 30% – значительно больше, чем среди не ожидающих положительных последствий (12%). Вероятно, позитивный настрой первых в какой-то мере связан как с ожиданием государственной помощи, так и с оптимизмом по поводу возможностей российской экономики пережить наступающий кризис.
______
* На графике приведены доли респондентов, выбравших ответ «будут полезны» на вопрос «Как вам кажется, принятые меры поддержки будут полезны или бесполезны для вашего бизнеса?» в каждой из групп предпринимателей. Представлены группы, в которых отклонение показателя от среднего наиболее существенно.
Ввиду того, что доли предпринимателей, которые уже обратились или собираются обратиться за государственной поддержкой невысоки (4 и 9% соответственно), провести глубокий анализ этих групп не представляется возможным. Из общих закономерностей (которые, впрочем, во многом пересекаются с выводами, сделанными по вопросу о полезности господдержки) можно отметить следующее. Чаще за господдержкой обращаются более крупные бизнесы – с большей численностью персонала и большей выручкой. Например, среди предприятий с численностью работников шесть и более человек 8% уже обратились за помощью, 12% собирались обратиться, а среди не имеющих наемных работников – только 1 и 7% соответственно. Из числа юридических лиц – 5% обратились за помощью, 10% собирались это сделать, из индивидуальных предпринимателей – 3 и 8% соответственно.
При этом экономическое поведение собирающихся воспользоваться господдержкой более активно, а финансовое положение сложнее, чем у всех опрошенных в целом и у тех, кто не планирует обращаться за помощью. Предприниматели, уже обратившиеся за помощью или планирующие это сделать, чаще характеризуют бизнес-стратегию своего предприятия как рост, говорят об увеличении спроса на их услуги или продукцию и снижении конкуренции. Им приходится активнее работать ввиду изменившихся условий, нехватки дохода на покрытие издержек, роста заработной платы. Они чаще говорят о появлении новых направлений деятельности и закрытии старых, необходимости что-то менять в бизнесе из-за санкций (поставщиков, цены, технологии работы и т. д.), искать заемные средства. При этом собирающиеся получать государственную помощь – это организации, более активные в вопросах использования интернет-технологий для удаленной работы и продвижения своих услуг, электронного документооборота. Они более оптимистичны в ожиданиях относительно результатов своей деятельности во II квартале 2022 года и чаще уверены, что им не придется закрывать бизнес.
Помимо количественных данных, полученных в ходе массового опроса, особый интерес представляют ответы на открытые вопросы. Например, при ответе на вопрос «Хотите ли вы что-то еще добавить по темам, которые мы обсуждали в этом опросе?», чаще всего люди говорили о поддержке бизнеса государством. Причем комментарии преимущественно указывают на недостатки регулирования: «меры господдержки на словах расходятся с тем, как они выглядят на самом деле. При таких условиях они бесполезны»; «меры поддержки предпринимателей принимаются только на бумаге, для отчетности. Фактически их нет»; «о том, что нет реальной поддержки бизнеса, одни разговоры»; «поддержка предприятий должна быть больше. Не больше, а шире. Сейчас узконаправленно, слишком мало и недостаточно для малого бизнеса»; «помощь государства, как всегда, выборочна и ни о чем» (все ответы на этот открытый вопрос приведены ниже).
То есть мы видим, что малые предприятия не чувствуют достаточной поддержки со стороны государства. А ведь малый бизнес не менее важен для развития экономики, чем средний и крупный. Малые предприятия производят товары и услуги, которые, как правило, невыгодно производить более крупным компаниям. Кроме того, малый бизнес может стать источником дохода для наемных работников, которые уже потеряли работу или потеряют ее по мере разворачивания вызванного санкциями экономического кризиса.
Хотите ли вы что-то еще добавить по темам, которые мы обсуждали в этом опросе? Если да, то что именно?
данные в % от всех опрошенных, приведены наиболее показательные высказывания
_______________
Источник данных
Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 735 респондентов, 15 апреля – 19 мая 2022 года.
___
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.