Создан Хаб СМБиз, куда будут выкладываться различные данные для проведения анализа в научных целях, в том числе данные Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ
Данные Лонгитюда Малого Бизнеса – уникальный источник научной информации об изменениях бизнес-ситуации на одних и тех же малых предприятиях, а также об изменениях в жизни их владельцев на протяжении 10 лет.
Содержание
О Хабе СМБиз
Хаб – хранилище данных, предназначенных для использования учеными, экспертами и студентами в целях изучения российского малого бизнеса. На сегодняшний день Хаб содержит результаты всех проведенных волн Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (ЛМБ ФОМ). Это первичные данные, которые можно изучать и интерпретировать по-разному в зависимости от исследовательских задач и интересов. Как правило, в открытом доступе находится не так много количественных данных, и с проблемой их нехватки сталкиваются многие представители академической среды. Хаб поможет решить эту проблему: на основе количественного анализа размещенных там данных можно успешно писать научные работы. Причем данные лонгитюдного исследования ФОМ позволяют отслеживать жизненные и бизнес-траектории участников и изучать отложенные эффекты различных событий.
На основе данных Хаба могут защищаться диссертации, готовиться научные публикации, аналитика для корпоративных, государственных, публицистических или иных целей. Хаб способствует использованию данных Лонгитюда в научной сфере для образовательных, академических и практических разработок по тематике предпринимательства, малого бизнеса.
«Смысл Хаба – поддерживать и развивать Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ. Важно поддержать Лонгитюд, в том числе потому, что наука будет развиваться, поскольку данные окажутся в руках ученых, которые смогут использовать их для своих исследований».
Александр Ослон, президент ФОМа
В Хабе, помимо первичных данных по всем проведенным волнам Лонгитюда, размещены таблица с распределениями ответов респондентов, анкета, а также справочные материалы. Доступ к данным за 2021–2023 годы будет бесплатным, в дальнейшем данные будут становиться бесплатными по окончании календарного года, в котором они были собраны.
Чтобы получить доступ к данным, заполните форму запроса.
После ее рассмотрения вы получите письмо с дальнейшими инструкциями и ссылкой на данные. Присоединяйтесь к Хабу СМБиз: работайте, изучайте, дерзайте!
Что такое Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ
Лонгитюд Малого Бизнеса – проект по исследованию жизненных и бизнес-траекторий владельцев российских малых предприятий, инициированный ФОМом совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в 2021 году. Планируемая продолжительность проекта составляет 10 лет.
Лонгитюд – особый вид социологического исследования, рассчитанный на длительное время. Его особенность – в том, что в нем систематически принимают участие одни и те же люди. Такая методика позволяет не только оценивать текущее состояние изучаемой сферы, но и отслеживать изменения этого состояния, выявлять их причины, наблюдать за реакцией на них участников исследования, выстраивать индивидуальные траектории изменений.
Малый бизнес – вид предпринимательства, для которого характерны небольшое число работников (до 100 человек), выручка до 800 миллионов рублей в год, упор на собственный капитал. Включает ИП и ООО, которые являются микро- и малыми предприятиями.
Участники Лонгитюда – предприниматели – владельцы либо совладельцы ООО или ИП малого бизнеса, рекрутированные в ходе репрезентативных опросов населения по случайным выборкам и согласившиеся на протяжении 10 лет участвовать в ежеквартальных опросах о себе и своем бизнесе.
На старте проекта в 2021 году число участников составляло 768 человек. Они были отобраны из Панели Малого Бизнеса ФОМ и в ходе предварительных интервью согласились участвовать в проекте. Одна из главных задач исследователей – вести работу так, чтобы сохранить вовлеченность как можно большего числа участников Лонгитюда из первоначального состава на протяжении всего периода исследований.
«Несмотря на то что благодаря процедуре выборочного отбора каждый предприниматель имел шанс стать участником ЛМБ, длительное лонгитюдное исследование всегда уступает обычным, одноразовым, исследованиям в репрезентативности. Во-первых, люди реже соглашаются на участие в лонгитюдах, а во-вторых, само исследование влияет на участников. ФОМ по-особому относится к каждому участнику ЛМБ, стремясь сделать работу в проекте как можно более комфортной, а это делает особенными отношения респондентов и интервьюеров, что, конечно, может сказываться на характере ответов респондентов. Кроме того, респонденты знают, о чем их спросят в начале следующего квартала, поэтому более вдумчиво относятся к своей бизнес-деятельности».
Ефим Галицкий, начальник Лаборатории анализа данных
Выборка пополняется из Панели Малого Бизнеса ФОМ для компенсации естественного осыпания. Опросы в рамках Лонгитюда Малого Бизнеса проходят четыре раза в год, в начале каждого квартала. Команда специально обученных интервьюеров (лонг-интервьюеров) опрашивает участников Лонгитюда, в частности, о том, как события предшествующих опросу трех месяцев отразились на состоянии их дел. Вопросы анкеты касаются как текущей ситуации в бизнесе, так и самых разных аспектов жизни и работы предпринимателей.
Далее представлены сроки полевых работ и число опрошенных участников Лонгитюда за прошедшие волны исследования (по годам).
Первая волна. Сроки полевых работ: 12 июля – 4 августа. Количество опрошенных: 679 респондентов.
Вторая волна. Сроки полевых работ: 1 октября – 2 ноября. Количество опрошенных: 620 респондентов.
Третья волна. Сроки полевых работ: 19 января – 18 февраля. Количество опрошенных: 711 респондентов.
Четвертая волна. Сроки полевых работ: 15 апреля – 20 мая. Количество опрошенных: 740 респондентов.
Пятая волна. Сроки полевых работ: 18 июля – 16 августа. Количество опрошенных: 751 респондент.
Шестая волна. Сроки полевых работ: 13 октября – 14 ноября. Количество опрошенных: 698 респондентов.
Седьмая волна. Сроки полевых работ: 17 января – 15 февраля. Количество опрошенных: 759 респондентов.
Восьмая волна. Сроки полевых работ: 14 апреля – 16 мая. Количество опрошенных: 756 респондентов.
Девятая волна. Сроки полевых работ: 11 июля – 13 августа. Количество опрошенных: 744 респондента.
Десятая волна. Сроки полевых работ: 10 октября – 8 ноября. Количество опрошенных: 738 респондентов.
Одиннадцатая волна. Сроки полевых работ: 16 января – 14 февраля. Количество опрошенных: 733 респондентов.
Двенадцатая волна. Сроки полевых работ: 15 апреля – 16 мая. Количество опрошенных: 723 респондента.
Тринадцатая волна. Сроки полевых работ: 10 июля - 13 августа. Количество опрошенных: 690 респондентов.
Четырнадцатая волна. Сроки полевых работ: 10 октября - 11 ноября. Количество опрошенных: 718 респондентов.
Лонгитюд уникален и незаменим еще и потому, что фиксирует ответы респондентов, что называется, по свежим следам, формируя на каждого респондента своего рода досье. Если в рамках обычного опроса попросить респондентов, скажем, охарактеризовать свою бизнес-стратегию не только в прошлом квартале, но и в позапрошлом или двумя-тремя кварталами ранее, то их ответы будут иными, чем в лонгитюдном исследовании, ведь представления о прошлом сильно меняются под воздействием более поздних событий и новых представлений.
Незаменим Лонгитюд и благодаря отсутствию случайных колебаний состава респондентов от опроса к опросу – можно привлечь для анализа всю накопленную информацию об участниках исследования, отличить причину от следствия. При моделировании на данных Лонгитюда можно избежать смещений, возникающих из-за невозможности учесть в анкете все важные факторы.
В целом можно сказать, что возможности Лонгитюда Малого Бизнеса выходят на первый план, когда долгое наблюдение за одними и теми же включенными в исследование предпринимателями важнее репрезентативного описания всех владельцев российских малых предприятий.
Какие данные доступны
Предлагаемые для анализа данные включают ответы респондентов на вопросы, заданные им при заполнении паспорта респондента* (например, о сфере деятельности), на ежеквартально задаваемые вопросы (о достаточности дохода для покрытия прямых затрат, о динамике дохода и т. д.) и на периодически задаваемые вопросы на разные темы (например, об отношении к мерам господдержки).
Паспорт респондента – профильная анкета, направленная на сбор основных данных о предпринимателе и его бизнесе.
Анкета паспорта и все вопросы, задававшиеся хотя бы в одной из волн исследования, для удобства сведены в Сборную анкету. Ниже приводится перечень всех вопросов этой анкеты, сгруппированных в тематические блоки.
Как получить доступ к данным
Заполните форму запроса на данные ЛМБ ФОМ.
После обработки запроса на указанную вами электронную почту придет письмо со ссылкой на данные. Обработка запроса может занять несколько дней. Кликнув по ссылке в письме, нужно пройти регистрацию, после чего вы получите доступ к скачиванию следующих файлов:
Обратите внимание, что исследовательское сообщество ФОМа собирает информацию о результатах использования данных, полученных в рамках Проекта СМБиз. Обязательно сообщайте о выходе любых публикаций, защитах диссертаций, дипломных работ, в которых использовались эти данные, и предоставляйте соответствующие ссылки. Список публикаций и выступлений с использованием данных ЛМБ представлен в разделе «Наука» и постоянно пополняется. Кроме того, при использовании данных Лонгитюда обязательно указывайте: «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ (© ООО «инФОМ», https://smbiz.fom.ru/hub)».
Дополнительная информация о Лонгитюде Малого Бизнеса ФОМ
Вопросы и предложения отправляйте на почту hub-smbiz@fom.ru.