Интервью с Ириной Харсеевой, соосновательницей Центра испанского языка и культуры ESP Club Moscú, – об успехе онлайн-уроков и расширении штата
ESP Club Moscú – центр испанского языка и культуры, который был открыт в 2014 году. Основатели центра – Ирина Харсеева, Марио Варлашин и Педро Рохас.
Ирина Харсеева ранее работала журналистом в изданиях The Village, Hopes&Fears, Inc. Russia, развивала международные отношения в РИА Новости. Работала в IT: вывела на рынок США, Великобритании и Сингапура два технологических стартапа в сфере дополненной реальности.
Основатели Центра изучения испанского языка ESP Club Moscú познакомились на встречах по обмену языковым опытом. На таких встречах носители языка могут общаться с новичками с целью практики разговорной речи. Ирина Харсеева, Марио Варлашин и Педро Рохас решили заняться собственным проектом в качестве хобби, а идея о монетизации пришла вместе с увеличением числа посетителей. Основными продуктами Центра стали курсы испанского языка и различные мероприятия по знакомству с испанской и латиноамериканской культурами.
«Мы с партнерами решили создать свое комьюнити, в которое можно приглашать носителей испанского языка и тех, кто хочет его практиковать. Изначально речь не шла о монетизации – только о хобби. Потом мы поняли, что на наши встречи становятся все более популярными, и решили превратить их в настоящий предпринимательский проект».
Ирина Харсеева отмечает, что в начале пандемии не было ощущения, что происходит что-то серьезное: казалось, что повсеместное распространение вируса и введение ограничений невозможно. Однако опыт знакомых, работающих в крупных компаниях, заставил задуматься о возможных мерах адаптации бизнеса к новым условиям.
«Когда мои друзья и коллеги из крупных компаний начали постепенно переходить на удаленку, мы подумали, что, скорее всего, нас ждет такой же сценарий развития событий».
Изначально в проекте предполагалось общение членов сообщества во время офлайн-занятий, однако с началом пандемии руководители Центра стали делать первые шаги к переводу учебного процесса в онлайн-формат. Была сделана пауза на несколько дней: в это время все члены коллектива сфокусировались на изучении программы Zoom и возможных способов переноса занятий в онлайн.
«Оповестив учеников, что уходим в онлайн, мы взяли три дня на подготовку. Собрали всех преподавателей и стали им рассказывать, что такое Zoom. Мы показывали, на какие кнопки нужно нажимать, и сами этому учились, потому что тогда мало кто пользовался этой программой. Также мы делали разные памятки ученикам: показывали, как пользоваться Zoom, как его скачать. Преподаватели учились запускать демонстрацию экрана, думали, как перевести обычные упражнения в интерактивный формат. К примеру, с помощью приложения Kahoot! создавали интерактивные игры».
Kahoot! – игровая платформа для обучения, созданная в 2014 году. Используется в школах и других учебных заведениях.
По словам Ирины Харсеевой, адаптироваться помогло то, что они ранее рассматривали возможность развития онлайн-направления. Благодаря наработкам процесс переноса занятий в онлайн занял не больше недели.
«Я планировала запустить онлайн-обучение в 2020 году. Спрос на школы испанского языка ограничен: они есть только в крупных городах. А мы хотели в том числе привлечь людей, которые не могут обучаться в крупных языковых центрах. Осенью 2019 года я предложила партнерам преподавать испанский по Zoom. Они ответили, что при обучении иностранным языкам важно именно живое общение и мы просто зря потратим время. Но благодаря пандемии мы все-таки запустили онлайн-обучение».
Первые уроки в онлайн-формате давались нелегко: и студенты и преподаватели испытывали сложности. Ирина Харсеева отмечает, что возникало много проблем технического характера: они были связаны с отсутствием стабильного интернет-соединения и незнанием особенностей программы Zoom.
«Преподаватели боялись нажать не на ту кнопку, у кого-то ломался интернет, кто-то не знал, как включить веб-камеру, у кого-то не получалось включить демонстрацию экрана. В итоге на первых занятиях преподаватели просто показывали в камеру распечатанный учебник. А ученики не могли зайти в конференцию Zoom, звонили администратору, чтобы он помог. В первую и во вторую недели занятия проходили ужасно. Казалось, что эта схема не работает и можно закрываться».
Чтобы перевести занятия в онлайн руководители ESP Club Moscú решили ряд организационных вопросов: создали чаты в мессенджерах для поддержания коммуникации с сотрудниками и купили необходимую технику.
«До пандемии все работали офлайн, поэтому мы должны были придумать, как перевести процессы в онлайн, чтобы ничего не пострадало. Мы настраивали IP-телефонию, чтобы звонки распределялись на мобильные телефоны администраторов. Пришлось купить несколько ноутбуков, чтобы у каждого из администраторов был свой. Для коммуникации создали отдельный чат в WhatsApp. Раньше все сидели в одном помещении и это было не нужно».
Ирина Харсеева отмечает, что в начале пандемии преподаватели были скептически настроены по отношению к онлайн-формату занятий. Однако опыт показал, что даже во время онлайн-уроков можно удерживать внимание учеников и успешно объяснять материал.
«Сначала преподаватели говорили, что из онлайн-занятий ничего не получится, потому что ученики не смогут получать наслаждение от изучения испанского, которое они могли бы получать, находясь в аудитории. Но все же преподаватели научились виртуозно работать с программой Zoom, придумывали интерактивные занятия, которые удерживали внимание учеников».
Первые недели пандемии были сопряжены с неопределенностью и паникой как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей. Последние беспокоились, что с началом режима самоизоляции работодатели не смогут выплачивать им зарплату.
«В начале пандемии у нас была паника, что придется всех увольнять, а потом мы не сможем найти новых сотрудников. Преподаватели тоже боялись, что занятия закончатся и у них не будет денег».
Однако благодаря финансовой подушке безопасности Центру удалось не только удержаться на плаву, но и выплатить премии. Это позволило избавить сотрудников от переживаний о потере работы.
«Я очень благодарна самой себе за стремление поддерживать финансовую подушку безопасности как в личных финансах, так и в бизнесе. У нас была такая подушка, и я знала, что три месяца мы точно продержимся в том же составе. Мы дорожим каждым сотрудником, поэтому выплатили дополнительные премии. Несмотря на то что денег не хватало, мы решили поддержать преподавателей, чтобы они не переживали о том, что останутся без работы».
Пандемия изменила и процесс поиска новых сотрудников. Ирина Харсеева отмечает, что сейчас многие люди не готовы работать из офиса, поэтому, например, поиск SMM-специалиста вызвал затруднения. А вот поиск других сотрудников упростился: теперь руководители школы могут нанимать преподавателей не только из Москвы, но и из других регионов и даже стран.
«Сначала люди хотели работать только офлайн, а сейчас не хотят ездить в школу. Например, наш SMM-специалист уволился, а новые кандидаты готовы работать только удаленно. Поскольку мы преподаем онлайн, у нас расширилась география поиска преподавателей. Мы теперь без проблем можем найти самого лучшего преподавателя из Испании и привлечь его к нам на работу. Испанцы и латиноамериканцы, которые живут в разных городах России, тоже начали преподавать у нас».
О другом опыте адаптации образовательного проекта к условиям пандемии читайте в интервью с Василием Лебедевым, основателем школы инноваций ИКРА.
В первую неделю режима самоизоляции посещаемость сайта ESP Club Moscú упала, поэтому у руководителей возникло опасение, что спрос на их услуги уже не восстановится и бизнес придется закрыть.
«Не было ни одного звонка, ни одной заявки на обучение, ни одной оплаты. Казалось, что все сейчас рухнет, мы закроемся через две недели, влезем в долги, поскольку нам нужно платить и зарплаты, и за аренду помещения».
После объявления о переносе занятий в онлайн лишь немногие ученики выразили сомнения в эффективности нового формата. За неделю режима самоизоляции Центр ESP Club Moscú потерял всего двух клиентов.
«У нас было порядка 400 учеников, когда мы объявили о том, что занятия переносятся в онлайн. Всего два человека сказали, что никаких онлайн-занятий не может быть и захотели вернуть деньги. Мы попросили дать нам шанс, предложили попробовать два занятия: если преподаватели не справятся – мы вернем деньги. Ученики согласились. В течение недели еще три или четыре человека сказали, что они так заниматься не будут. Двум людям все-таки не удалось доказать, что обучение языку в онлайн-формате может быть эффективным. Им вернули деньги, а остальные продолжили занятия».
Количество заявок на обучение в ESP Club Moscú увеличилось спустя несколько недель после введения режима самоизоляции. Ирина Харсеева предполагает, что неделя затишья в продажах Центра связана с тем, что в начале пандемии многие впали в панику или занялись решением бытовых проблем. Когда люди адаптировались, потребность в получении новых знаний и самосовершенствовании вновь появилась.
«Был такой период, когда все скупали гречку, туалетную бумагу и решали бытовые вопросы. Наверное, все успокоились, когда поняли, что пандемия не ограничится одной-двумя неделями – придется долго сидеть дома. Но раз уж придется сидеть дома, почему бы не начать учиться? В общем, через три недели после объявления режима самоизоляции на нас стали сыпаться заявки на обучение».
По словам руководителя ESP Club Moscú, ученики Центра также изменили представление об онлайн-формате. Сначала они утверждали, что при первой возможности выберут офлайн. Но, когда после отмены режима самоизоляции Центр начал проводить занятия офлайн, оказалось, что они пользуются меньшей популярностью, чем онлайн-уроки.
«После окончания учебного курса мы просим людей дать обратную связь. В том числе спрашиваем, в каком формате они хотели бы продолжать занятия – онлайн или офлайн. Сначала многие писали, что онлайн – это ужасно. Они говорили, что как только разрешат обычные уроки, они сразу же к ним вернутся. Но, когда разрешили офлайн, ученики стали говорить, что и онлайн было нормально. В итоге 70% офлайн-групп пришлось перевести в онлайн».
Ирина Харсеева отмечает, что в пандемию у ESP Club Moscú выросло число учеников. Она связывает это с расширением целевой аудитории центра: если раньше услуги предлагались только жителям Москвы, то с введением онлайн-уроков появилась возможность давать рекламу по всей России. Ученики из разных городов рассказывали о Центре своим друзьям и знакомым, что еще больше увеличивало аудиторию.
«Мы переделали рекламу и запустили ее на всю Россию. Изначально наша реклама была ограничена несколькими районами Москвы, потому что мы думали, что с «Юго-Западной», к примеру, к нам на «Таганскую» никто не поедет. А сейчас к нам пошли заявки из других городов. Люди из маленьких городов по этой рекламе находили нас и начинали учить испанский язык. Мы потом общались с этими учениками – они говорили, что в их городах нет предложений».
В 2020 году, в связи с увеличением числа учеников, оборот ESP Club Moscú вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом. Стоимость уроков в Центре осталась почти на том же уровне: цена за онлайн-занятия не изменилась, а за офлайн-уроки незначительно выросла.
За пандемию штат ESP Club Moscú вырос более чем в два раза: если ранее в Центре работало 10 преподавателей, то в 2021 году их стало больше двух десятков. Увеличилось также и число сотрудников административного отдела.
Ирина Харсеева отмечает, что многие языковые школы полностью перешли на работу в онлайн-формате и отказались от обычных уроков, чтобы сэкономить на аренде помещения. Тем не менее руководители ESP Club Moscú не планируют отказываться от развития офлайн-направления, поскольку на фоне снижения конкуренции это предложение становится более уникальным.
«Многие языковые школы перешли полностью в онлайн и отказались от помещений. Офлайн становится эксклюзивной услугой, с помощью которой можно вживую пообщаться с другими учениками и преподавателями. Поэтому мы не хотим отказываться от офлайна: не будем закрывать помещение и переходить к формату онлайн-школы».
В то же время руководители ESP Club Moscú намерены и дальше развивать онлайн-направление. В планы команды Центра входит запуск онлайн-платформы для интерактивных домашних заданий и запись видеоуроков.
«Мы разрабатываем онлайн-платформу, на которой будут размещаться интерактивные домашние задания. Дополнительно делаем видеоуроки, например курсы по известному испанскому сериалу и по испанским газетам. Мы предполагаем параллельное развитие офлайн- и онлайн-направлений».
Среди негативных последствий популяризации онлайн-формата Ирина Харсеева выделяет ухудшение качества предоставляемых услуг в этой сфере в целом. С началом пандемии увеличилось количество школ иностранных языков, у многих из которых нет лицензии на образовательную деятельность. Качество предоставляемых ими услуг может быть низким. Это может испортить впечатление учеников от курсов испанского в целом.
«Появилось очень много аферистов. Периодически я вижу рекламу, где человек, считающий себя преподавателем испанского, пишет на нем с ошибками. Проблема в том, что ученикам сложно реально понять, где хороший преподаватель, а где плохой. Любая школа должна иметь образовательную лицензию, а таких школ очень мало».
По словам Ирины Харсеевой, в ведении бизнеса важно умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения.
«Я поняла, что, вместо того чтобы переживать о том, как все плохо, нужно придумывать, как вывести бизнес из кризиса. Я созванивалась со своими партнерами, думала, как быть. Не ныть, а предпринимать – мой девиз».
Один из трендов в сфере образовательных проектов – развитие онлайн-формата обучения. С началом пандемии многие руководители языковых школ стали сокращать издержки путем перехода к онлайн-занятиям и отказа от аренды помещения.
Школа испанского языка ESP Club Moscú сделала ставку и на онлайн- и на офлайн-занятия. Одновременное развитие двух направлений позволило расширить аудиторию проекта и занять свободную нишу офлайн-уроков испанского языка. Расширение географии проекта благотворно повлияло на развитие ESP Club Moscú. Раньше Центр оказывал услуги только в Москве, а благодаря переходу в онлайн обучаться испанскому смогли жители и других городов.
Опыт школы ESP Club Moscú показал, что пандемия повлияла на то, как ученики воспринимают онлайн-формат. Многие не были готовы так учиться, но со временем у них появились опыт и представление об особенностях организации дистанционных уроков. В результате многие ученики стали делать выбор в пользу онлайн-занятий.