Кто оказался успешнее в бизнесе по итогам трех лет исследования: мужчины или женщины?

Исследование свидетельствует: женщины-предприниматели менее успешны даже при прочих равных условиях

ФОМ начинает серию публикаций, посвященных различным социально-демографическим группам предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса. Посмотрим, есть ли устойчивые различия в динамике бизнеса мужчин и женщин, и если есть, то нельзя ли эти различия объяснить чем-то, кроме гендерной принадлежности его владельца.

Широко распространено мнение, что мужчины обычно добиваются большего успеха в бизнесе. Но так ли это на самом деле? И если так, то означает ли это, что мужчины более приспособлены к ведению бизнеса? Попробуем ответить на эти вопросы с помощью Индекса состояния бизнеса (ИСБ), значения которого ФОМ уже несколько кварталов подряд прогнозирует, а затем сравнивает прогнозы с реальностью (подробнее см. в материале «Четыре типа перемен в состоянии бизнеса: какой окажется очередная?»). 

Напомним, что ежеквартально ИСБ рассчитывается по ответам предпринимателей на вопрос, какой стратегии – выживания, сохранения или роста, – они пользовались в предшествующем квартале. Из процента тех, кто руководствовался стратегией роста, вычитается процент тех, кто руководствовался стратегией выживания либо перестал вести бизнес*. 

*Подробнее этот Индекс и методы его прогнозирования описаны также в работе: Галицкий Е. Б., Киселев Д. М. Прогнозирование состояния малого бизнеса по данным лонгитюдных опросов // Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 46-й Международной научной школы-семинара. – Воронеж: издательство «Истоки», 2024. – С. 301–307. 

Как менялся Индекс «мужского» и «женского» бизнеса?

Ранее ИСБ рассчитывался только по всем участникам Лонгитюда. Мы же заинтересовались особенностями разных социально-демографических групп предпринимателей. В данном материале мы сравним динамику Индекса состояния бизнеса предприятий, владельцами которых являются мужчины и женщины. Среди участников Лонгитюда «мужские» бизнесы составляют 74%, а «женские» – 26%. 

 

Из графика 1 видно, что на протяжении более чем трех лет исследования состояние бизнеса мужчин и женщин менялось во многом синхронно (коэффициент корреляции был равен 0,86), но при этом состояние бизнеса, принадлежащего мужчинам, всякий раз в среднем оказывалось лучше, чем принадлежащего женщинам. 

Означает ли это, что мужчины просто более талантливы в бизнесе, чем женщины, или влияет что-то другое, скрытое за гендерными различиями? Может быть, например, женщины-предприниматели в среднем моложе мужчин и потому менее опытны? Может быть, женщинам чаще, чем мужчинам, не хватает знаний, необходимых для ведения бизнеса? А может быть, женщины чаще ведут такой бизнес, который по каким-либо объективным причинам вообще труднее вести? Чтобы ответить на такого рода вопросы, сравним между собой «мужские» и «женские» бизнесы, находящиеся в примерно одинаковых условиях

Может быть, дело в возрасте?

Чтобы исключить возможное влияние возраста на успех в бизнесе, сравним по успешности предпринимателей примерно одинакового возраста. Начнем со старшей возрастной группы 46 лет и старше. В среднем, по данным 13 опросов, доли «мужских» и «женских» бизнесов в возрастной группе от 46 лет и старше составили 71 и 29%. Анализ ИСБ за период с 2021 по 2024 годы показал, что у мужчин Индекс колебался от минус 33 до минус 3 баллов, а у женщин – от минус 40 до минус 13 баллов. Как показано на графике 2, по данным исследования, кривая «мужского» бизнеса устойчиво проходит выше, чем кривая «женского», а значит, опыт, приобретенный с возрастом, не является скрытым фактором успеха бизнеса мужчин и женщин. 

 

Тот же вывод можно сделать и для «младших» предпринимателей – мужчин и женщин не старше 45 лет. Эта группа, как и «старшая», по своей структуре мало отличается от всех опрошенных: «мужские» бизнесы здесь составляют 77%, а «женские» –23%. Из графика 3 мы видим, что кривая «мужского» бизнеса тоже почти всегда проходит выше, чем кривая «женского». Единственным исключением стал IV квартал 2023 года, когда женщины обогнали мужчин на 4 пункта, однако уже в следующем опросе их показатели оказались ниже на 11 пунктов. В целом же значения Индекса у мужчин варьировались от минус 18 до плюс 6 баллов, тогда как у женщин – от минус 34 до 0 баллов. 

 

Итак, при сходстве тенденций изменений* в обеих возрастных группах женщины демонстрируют более низкие показатели Индекса состояния бизнеса по сравнению с мужчинами. Другими словами, возраст и связанная с ним предпринимательская опытность не являются истинными, скрывающимися за гендерными различиями, причинами более высоких показателей «мужского» бизнеса, чем «женского». 

*Коэффициент корреляции между кривыми в группе 46 лет и старше равен 0,746, а в группе 1845 лет 0,776. 

Может быть, дело в недостатке знаний?

Возможно, истинная причина предпринимательского успеха кроется в уровне образования, а женщинам чаще, чем мужчинам, не хватает необходимых знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним между собой состояние бизнеса мужчин и женщин, имеющих высшее образование. Как видно из графика 4, кривая «мужского» бизнеса явно проходит выше кривой «женского». У мужчин значения ИСБ варьируются от минус 21 до плюс 4, тогда как у женщин – от минус 37 до минус 7 баллов. 

 

*В среднем, по данным 13 опросов, доли мужчин и женщин, занимающихся малым бизнесом и имеющих высшее образование, составляют 74 и 26% соответственно. 

Мы видим, что вновь, в примерно равных условиях по уровню образования, ИСБ у женщин остается ниже, чем у мужчин с аналогичным уровнем образования. Таким образом, и уровень образования не стоит за различиями в успешности «мужских» и «женских» бизнесов. 

Может быть, женщины чаще ведут бизнес там, где его труднее вести?

Возможно, истинной причиной неудач «женских» бизнесов является то, что предпринимательницы чаще ведут деятельность в менее крупных населенных пунктах? Проверим это предположение, сравнив бизнесы мужчин и женщин, проживающих в городах среднего размера – с населением от 50 тыс. до 1 млн жителей*. Однако и на графике 5 наблюдается прежняя картина: кривая «мужского» бизнеса – выше, чем «женского». У мужчин ИСБ варьировался от минус 20 до плюс 6 баллов, а у женщин – от минус 41 до минус 11 баллов, то есть женщинам снова приходится сталкиваться с большими трудностями, чем мужчинам. 

*В среднем, по результатам 13 опросов, в городах с населением от 50 тыс. до 1 млн человек доля «мужских» бизнесов составляет 76%, а «женских» 24%. 

В двух других категориях типов населенных пунктов графики не представлены, но и там наблюдается в целом сходная картина: Индекс «мужских» бизнесов в среднем выше Индекса «женских» на 5 баллов в городах-миллионниках и на 9 баллов – в селах. Таким образом, и место жительства не играет роль той тайной пружины неудач «женского» бизнеса, которую мы пытаемся отыскать. 

Может быть, дело в форме оформления бизнеса?

Значит, вопрос остается открытым: почему ИСБ у женщин-предпринимателей ниже, чем у мужчин? А что, если их предприятия менее устойчивы из-за формы их регистрации. Для проверки этого предположения мы сравнили бизнесы мужчин и женщин, являющихся индивидуальными предпринимателями, а не оформивших свое предприятие как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Однако, как видно из графика 6, кривая Индекса «мужского» бизнеса снова располагается заметно выше кривой «женского». При сходной форме этих кривых (коэффициент корреляции равен 0,819) у мужчин Индекс состояния бизнеса варьируется от минус 31 до минус 1 балла, у женщин от минус 38 до минус 7 баллов, то есть женщины, оформившиеся как ИП, по-прежнему сталкиваются с большими трудностями в бизнесе, чем мужчины. 

 

На роль скрытой пружины сравнительно меньшей успешности женщин в бизнесе мы пробовали и численность наемных работников, однако и в каждой градации по численности сотрудников кривая «мужского» бизнеса всякий раз располагалась как в среднем, так и почти всегда выше, чем «женского». Не будем приводить соответствующие графики. 

Неутешительный итог

Автору статьи как женщине обидно, но приходится заключить: нам пока так и не удалось найти какие-либо не связанные с гендерной принадлежностью обстоятельства, в силу которых «женский» бизнес оказывается менее успешным, чем «мужской». Возможно, причина различий лежит глубже и выходит за рамки измеримых показателей. Думается, что дело не в том, что мужчины более способны к ведению бизнеса, а в том, что женщины часто совмещают множество ролей – профессиональных, семейных и социальных – а это уже, в конечном счете, отрицательно влияет на эффективность управления бизнесом. 

Светлана Борисова
© 2024 ФОМ