Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции во II квартале 2024 года

Чем более успешные бизнесы отличались от менее успешных

Каждый квартал мы анализируем бизнесы, которые смогли улучшить свои позиции, и бизнесы, позиции которых, напротив, ухудшились. В ходе очередной, 13-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ предприниматели поделились с нами результатами своей деятельности во II квартале 2024 года. Посмотрим, какими характеристиками в этот раз отличались более успешные бизнесы от менее успешных.

Ряд вопросов анкеты Лонгитюда задается предпринимателям ежеквартально, что дает возможность отслеживать траектории показателей одних и тех же бизнесов. Так, сравнивая ответы в двух соседних волнах на вопрос о том, какой стратегии – выживания, сохранения или роста – придерживался бизнес, мы судим об изменении его позиций. В результате мы получаем три группы бизнесов: «улучшившие позиции», «стабильные» и «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста или продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее о построении групп см. материал «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»). 

Судя по динамике долей групп, II квартал 2024 года по сравнению с предыдущим оказался более благоприятным для участников Лонгитюда: выросла (с 23 до 26%) доля бизнесов, улучшивших свои позиции, и сократилась (с 33 до 28%) доля бизнесов, ухудшивших свои позиции. Кроме того, предприниматели в рассматриваемый период гораздо чаще сообщали о росте спроса и доходов (подробнее см. в материале «Оптимизм предпринимателей сохраняется: рост и адаптация малого бизнеса на фоне вызовов»). 

 

Теперь поговорим подробнее про особенности групп «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции» во II квартале 2024 года. 

Бизнесы этих групп практически в равной степени были ориентированы на физлиц или организации, но были некоторые различия по сферам деятельности групп. Так, среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших их, оказывались бизнесы из сферы строительства (18% против 10%). Среди первых реже, чем среди вторых, встречались представители розничной торговли (16% против 22%), что наблюдается уже третий квартал подряд (подробнее о I квартале 2024 года и IV квартале 2023 года см. в материале «Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в I квартале 2024 года»). 

 

* Приведены сферы с наполненностью свыше 50 респондентов.

По правовому статусу во II квартале 2024 года, в отличие от предыдущего, между группами заметных различий не было, но при этом по-прежнему в ряды улучшивших позиции значительно чаще, чем в ряды ухудшивших их, попадали бизнесы, где есть наемные работники (76% против 64%). 

 

Более успешные бизнесы также отличались склонностью к применению современных технологий. В ряды улучшивших позиции чаще, чем в ряды ухудшивших их, попадали те, кто использует электронный документооборот (74% против 69%) и интернет-решения для продвижения товаров и услуг (58% против 44%). Отметим, что и в предыдущем квартале интернет-решения несколько чаще использовали представители группы «улучшившие позиции». 

 

Отражалось на позициях бизнесов и появление новых видов деятельности: предприятия, которые открыли новые направления, чаще попадали в ряды улучшивших позиции, нежели в ряды ухудшивших их (21% против 16%), как и в двух предшествующих кварталах. Однако отметим, что появление новых направлений может быть не столько причиной, сколько следствием благополучия бизнеса, наличия необходимых ресурсов. 

 

Различались группы и осведомленностью предпринимателей о мерах поддержки государства. Среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших их, встречались те, кому известно о мерах и решениях государства для поддержки малого бизнеса (46% против 38%). Если говорить о конкретных мерах, то улучшившие позиции, чаще, чем ухудшившие их, отмечали, что их бизнесу приносят или могли бы принести пользу возможность участия в госзаказе, госзакупках (25% против 15%), гранты социальным предпринимателям (19% против 9%), снижение издержек благодаря оплате через Систему быстрых платеж (29% против 21%), сервис «Знай своего клиента» для проверки контрагентов (27% против 12%), цифровая платформа МСП, позволяющая подобрать услугу дистанционно (12% против 7%). Исходя из того, что обозначенные меры и сервисы отражались на бизнес-позициях предприятий, вполне вероятно, что речь идет не о гипотетическом, а о фактическом обращении к ним. 

 

Итак, во II квартале 2024 года, как и кварталом ранее, чаще преуспевали бизнесы, склонные к применению современных технологий, открытию новых видов деятельности, а также предприятия с наемными работниками. Лучшим самочувствием отличались и бизнесы предпринимателей, осведомленных о мерах поддержки государства. При этом уже третий квартал подряд среди отстающих чаще оказывались предприятия из сферы розничной торговли. 

________________

Источник данных 

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка  13-й волны – 690 респондентов. Сроки проведения 13-й волны: 10 июля – 13 августа 2024 года. 

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ