Социолог и экономист Иосиф Дискин – о том, почему книга «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» может послужить источником социального оптимизма
В конце февраля 2022 года только-только установившаяся пандемическая реальность была в один день вытеснена новыми социальными потрясениями, которые легли на предпринимателей двойным грузом: как на граждан России и как на лиц, ответственных за свои предприятия и работников. На этом фоне тема антихрупкости компаний приобретает новую актуальность.
В этой публикации мы хотим поделиться отзывом о книге «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» – о том, как опыт адаптации компаний в пандемию может быть использован в новых условиях турбулентности.
Иосиф Дискин – социолог, доктор экономических наук, ведущий эксперт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Бывают времена, когда сверхактуальность исследования не слишком радует его авторов. Все-таки им хочется какого-то академического дистанцирования. Но это, как говорится, кому как повезет – времена не выбирают.
Монография ФОМа «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» сегодня оказалась сверхактуальной. В условиях сильной экономической и социальной турбулентности крайне важно понять, как малый и средний бизнес реагируют на вызовы, угрожающие самому их существованию и как ищут релевантные ответы на них. Опыт преодоления пандемии вполне годится для того, чтобы справиться с новыми напастями. Хотя авторы и заявляли в предисловии о значении полученных результатов, они вряд ли думали, что пишут о науке побеждать.
Те, кто прочтут эту книгу, усвоят ее уроки, проявят волю и используют полученное из книги представление о существе стоящих перед бизнесом вызовов, смогут преуспеть и в сегодняшних, очень непростых условиях.
Общей метафорой, пронизывающей книгу, стал термин, введенный Насибом Талебом – автором мировых бестселлеров – «антихрупкость». Этот термин позволяет проиллюстрировать общие свойства компаний, проявивших себя как системы, которым удалось извлечь выгоду из хаоса пандемической реальности. Главное такое свойство – позиция лягушки из притчи Л.Н. Толстого: несмотря ни на что взбивать молоко и спасаться.
Важная отличительная особенность книги – отсутствие ложной дидактики. Повествование построено на анализе конкретной практики, на результатах интервью с реальными участниками бизнеса, продемонстрировавшими антихрупкость, – универсальную черту компаний, которые успешно прошли через испытание пандемией.
Следует обратить внимание, что такой подход к анализу – понимающие наблюдения социологов – крайне важен для выработки успешной антикризисной стратегии. Эти наблюдения конкретными примерами подкрепляют достаточно известные постулаты гуру мирового менеджмента о том, что сплоченная и высоко мотивированная команда – крайне ценный капитал успешного бизнеса. Без него даже грамотные стратегии руководства мало чего стоят. В книге подробно перечислены те навыки персонала, развитие которых особо ценно в условиях кризиса.
Убедительно показано и возросшее значение лидерства. Предприимчивость, инновативность и стратегическое видение лидеров компаний во многом определяют, насколько существенными окажутся последствия современного кризиса для их бизнесов.
Материалы книги демонстрируют, насколько важна бизнес-среда – отношения с партнерами, поставщиками. То, что является рутиной в спокойной обстановке, часто оказывается решающим фактором в ситуации, когда рвутся цепочки доверия. Накопленный ранее социальный капитал становится якорем, уберегающим хрупкий бизнес от ударов, позволяющим продемонстрировать антихрупкость.
Важный лайфхак антихрупкости – ее аудит, конкретные рекомендации науки побеждать. Они представляют собой необходимые рецепты, что и как нужно сделать в компании для того, чтобы выявить точки уязвимости, создать стратегию выживания.
Вишенка на торте – коллекция кейсов: систематизированные и типологизированные рассказы о «героях-победителях». На мой взгляд, их рассказы о том, как компании смогли преодолеть вызовы пандемии, выводы из опыта, обретенного в непростой борьбе могут стать и добротной основой для современного учебника менеджмента, и канвой для серии документальных фильмов о героях нашего времени.
Рассуждая об этих людях, важно обратить внимание на еще одно выявленное в книге их качество – нравственное отношение к своему бизнесу. В литературе встречается немало ламентаций относительно нравственного измерения отечественного бизнеса. Каюсь: и сам отдал дань этой теме.
В книге же достаточно убедительно показано, что несмотря на кризис (а может, и благодаря ему) руководители компаний видят свою нравственную ответственность. И это бесценное наблюдение авторов книги – значимый источник для общего социального оптимизма.
В целом, можно с уверенностью заключить, что перед читателем незаурядная книга, авторы которой сочетают профессионализм социологов с гражданственностью и социальной ответственностью.
Книга полезна не только для бизнесменов (для них она может оказаться просто бесценной), но и для исследователей как образец высококачественной методики, а также для всех, кто интересуется отечественными социальными реалиями.
Читателю, только приступающему к знакомству с книгой, можно слегка позавидовать: он вступает в интересный мир, где герои каждый день создают и применяют науку побеждать. Вперед, читатель!
Книга «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» и другие книги серии «Социология пандемии» доступны на сайте ФОМ.