Наука побеждать

Социолог и экономист Иосиф Дискин – о том, почему книга «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» может послужить источником социального оптимизма

qr-code
Наука побеждать

В конце февраля 2022 года только-только установившаяся пандемическая реальность была в один день вытеснена новыми социальными потрясениями, которые легли на предпринимателей двойным грузом: как на граждан России и как на лиц, ответственных за свои предприятия и работников. На этом фоне тема антихрупкости компаний приобретает новую актуальность.

В этой публикации мы хотим поделиться отзывом о книге «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» – о том, как опыт адаптации компаний в пандемию может быть использован в новых условиях турбулентности.

Иосиф Дискин – социолог, доктор экономических наук, ведущий эксперт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Бывают времена, когда сверхактуальность исследования не слишком радует его авторов. Все-таки им хочется какого-то академического дистанцирования. Но это, как говорится, кому как повезет времена не выбирают.

Монография ФОМа «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» сегодня оказалась сверхактуальной. В условиях сильной экономической и социальной турбулентности крайне важно понять, как малый и средний бизнес реагируют на вызовы, угрожающие самому их существованию и как ищут релевантные ответы на них. Опыт преодоления пандемии вполне годится для того, чтобы справиться с новыми напастями. Хотя авторы и заявляли в предисловии о значении полученных результатов, они вряд ли думали, что пишут о науке побеждать.

Те, кто прочтут эту книгу, усвоят ее уроки, проявят волю и используют полученное из книги представление о существе стоящих перед бизнесом вызовов, смогут преуспеть и в сегодняшних, очень непростых условиях.

Общей метафорой, пронизывающей книгу, стал термин, введенный Насибом Талебом – автором мировых бестселлеров – «антихрупкость». Этот термин позволяет проиллюстрировать общие свойства компаний, проявивших себя как системы, которым удалось извлечь выгоду из хаоса пандемической реальности. Главное такое свойство – позиция лягушки из притчи Л.Н. Толстого: несмотря ни на что взбивать молоко и спасаться.

Важная отличительная особенность книги – отсутствие ложной дидактики. Повествование построено на анализе конкретной практики, на результатах интервью с реальными участниками бизнеса, продемонстрировавшими антихрупкость, универсальную черту компаний, которые успешно прошли через испытание пандемией.

Следует обратить внимание, что такой подход к анализу понимающие наблюдения социологов крайне важен для выработки успешной антикризисной стратегии. Эти наблюдения конкретными примерами подкрепляют достаточно известные постулаты гуру мирового менеджмента о том, что сплоченная и высоко мотивированная команда крайне ценный капитал успешного бизнеса. Без него даже грамотные стратегии руководства мало чего стоят. В книге подробно перечислены те навыки персонала, развитие которых особо ценно в условиях кризиса.

Убедительно показано и возросшее значение лидерства. Предприимчивость, инновативность и стратегическое видение лидеров компаний во многом определяют, насколько существенными окажутся последствия современного кризиса для их бизнесов.

Материалы книги демонстрируют, насколько важна бизнес-среда – отношения с партнерами, поставщиками. То, что является рутиной в спокойной обстановке, часто оказывается решающим фактором в ситуации, когда рвутся цепочки доверия. Накопленный ранее социальный капитал становится якорем, уберегающим хрупкий бизнес от ударов, позволяющим продемонстрировать антихрупкость.

Важный лайфхак антихрупкости ее аудит, конкретные рекомендации науки побеждать. Они представляют собой необходимые рецепты, что и как нужно сделать в компании для того, чтобы выявить точки уязвимости, создать стратегию выживания.

Вишенка на торте коллекция кейсов: систематизированные и типологизированные рассказы о «героях-победителях». На мой взгляд, их рассказы о том, как компании смогли преодолеть вызовы пандемии, выводы из опыта, обретенного в непростой борьбе могут стать и добротной основой для современного учебника менеджмента, и канвой для серии документальных фильмов о героях нашего времени.

Рассуждая об этих людях, важно обратить внимание на еще одно выявленное в книге их качество – нравственное отношение к своему бизнесу. В литературе встречается немало ламентаций относительно нравственного измерения отечественного бизнеса. Каюсь: и сам отдал дань этой теме.

В книге же достаточно убедительно показано, что несмотря на кризис (а может, и благодаря ему) руководители компаний видят свою нравственную ответственность. И это бесценное наблюдение авторов книги – значимый источник для общего социального оптимизма.

В целом, можно с уверенностью заключить, что перед читателем незаурядная книга, авторы которой сочетают профессионализм социологов с гражданственностью и социальной ответственностью.

Книга полезна не только для бизнесменов (для них она может оказаться просто бесценной), но и для исследователей как образец высококачественной методики, а также для всех, кто интересуется отечественными социальными реалиями.

Читателю, только приступающему к знакомству с книгой, можно слегка позавидовать: он вступает в интересный мир, где герои каждый день создают и применяют науку побеждать. Вперед, читатель!

Книга «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» и другие книги серии «Социология пандемии» доступны на сайте ФОМ.

© 2022 ФОМ