Завершена пятая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

Обзор актуальных результатов пятой волны исследования, а также самые популярные публикации о малом бизнесе в соцмедиа

Пятая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 18 июля по 15 августа 2022 года по всей России. На вопросы анкеты ответил 751 предприниматель. Представляем первые аналитические результаты.

Динамика положения российского малого бизнеса за июнь 2021 года – август 2022 года

Что изменилось в жизни и бизнесе предпринимателей согласно данным пятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса?

  • Почти половина (46%) опрошенных предпринимателей вступили в III квартал с оптимизмом, против 39% в прошлом квартале и против 41% в двух последних кварталах 2021 года. При этом почти столько же (47%) предпринимателей вступили в III квартал с беспокойством, тревогой, однако в II квартале таких было 57%, то есть на 10 п. п. больше.
  • Доля тех, чей доход во II квартале по сравнению с I кварталом увеличился, выросла на 9 п. п. и составила 25%. В основном это произошло за счет тех, чей доход уменьшился (таковых оказалось 37%, -13 п. п. к предыдущему кварталу). До 70% (+4 п. п. к I кварталу) увеличилась доля предпринимателей, чей бизнес работает выше точки безубыточности, то есть доходов было достаточно для покрытия прямых расходов. Вместе с этим число тех, кто во II квартале прибегал к заемным средствам для финансирования бизнеса, незначительно увеличилось: с 24 до 26%.

Ожидания предпринимателей от моратория на плановые проверки

  • Осведомленность предпринимателей во II квартале о решении правительства до конца 2022 года не проводить некоторые виды плановых проверок бизнеса довольно высока: 40% участников исследования знают об этом, еще 41% – что-то слышал, лишь 19% узнали о нововведении от интервьюера.
  • Информированность выше среди предпринимателей старшего возраста (60 лет и старше): в этой группе 89% знают или что-то слышали о моратории на проверки. И ниже – среди молодежи (18–30 лет): здесь 75% осведомленных. 
  • Мнения по поводу вероятного влияния этой меры разделились: 40% опрошенных считают, что решение правительства действительно повлечет за собой сокращение числа проверок, однако 45% склоняются к тому, что заметных изменений не будет.

Использование малым бизнесом инструментов онлайн-торговли и продвижения товаров и услуг во II квартале 2022 года

Онлайн-торговлей и продвижением товаров или услуг в интернете во II квартале 2022 года занимались 49% участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Самыми популярными инструментами были собственный сайт (28% опрошенных), социальные сети (25%) и контекстная реклама в интернете и социальных сетях (19%). Реже упоминались рассылки по электронной почте (10%) и маркетплейсы (9%).

Малый бизнес в социальных медиа

В рамках Проекта СМБиз ФОМ анализирует социальные медиа на предмет публикаций, связанных с малым бизнесом. Для исследования берутся топ-100 СМИ по версии мониторинговой системы «Медиалогия», наиболее интересные публикации из них находят свое отражение в соответствующем Дайджесте.

Так, Дайджест № 7 содержит обзор новостей, вышедших с 24 августа по 6 сентября 2022 года. В этот раз одним из наиболее заметных событий с упоминанием малого бизнеса стала выдача МСП льготных кредитов под 3–4,5% годовых на сумму свыше 560 млн рублей.

АНАСТАСИЯ ЕГОРОВА
© 2024 ФОМ