Влияние колебаний курса рубля на бизнес участников Лонгитюда

Оценка малым бизнесом последствий скачков валют в 2022 и 2023 годах

В ходе 10-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ предприниматели рассказали, как колебания курса рубля влияли на их бизнес в 2022 и 2023 годах, какими способами они защищаются от валютных колебаний, а также поделились прогнозами относительно того, как в будущем изменится доходность их бизнеса, если курс рубля продолжит снижаться. 

Перед тем как оценить влияние колебаний курса рубля на свой бизнес участники Лонгитюда ответили на вопрос о том, зависит ли их предприятие от поставок зарубежных материалов, товаров, комплектующих. Почти две трети опрошенных (65%) сообщили, что их бизнес от подобных поставок зависит, 34% – что не зависит. Похожий вопрос задавался респондентам по результатам I и II кварталов 2022 года, то есть практически сразу после введения санкций из-за начала СВО. Примечательно, что несмотря на санкционные ограничения, доля работающих с зарубежными поставщиками, практически не изменилась. 

 

* В опросах по итогам I и II кварталов 2022 года вопрос задавался в немного другой формулировке: «Скажите, пожалуйста, ваш бизнес зависит или не зависит от поставок материалов, сырья, товаров, технологий из стран, которые ввели санкции против России?»

В III квартале 2023 года произошло заметное снижение курса рубля относительно других валют. К примеру, если в июне 2023 года средняя стоимость доллара составляла 83 рубля, то в июле – 90, а в сентябре – 97. 

Говоря о влиянии снижения курса рубля в III квартале 2023 года, более половины (56%) участников Лонгитюда отметили, что это нанесло вред их бизнесу, 36% – что никак на него не повлияло, 4% – что пошло ему на пользу, остальные (4%) с ответом затруднились. Ожидаемо, доля предпринимателей, ощутивших вред от ослабления рубля, оказалась заметно выше среди тех, кто зависит от зарубежных поставок (70%), а также среди работающих в сферах деятельности, которые сильно зависят от поставщиков, – торговля (62%) и производство (61%). Доля же предпринимателей, на бизнесе которых снижение курса рубля никак не сказалось, была выше среди независящих от импорта (64%) и работающих в сфере услуг (42%). 

 

Что касается конкретных негативных последствий из-за снижения курса рубля1, то чаще всего респонденты говорили о росте закупочных цен, увеличении расходов (34%), росте цен на все, в том числе топливо (15%), падении спроса и покупательной способности (9%). При этом первое заметно чаще упоминалось теми, чьи предприятия зависят от зарубежных поставок (46%), и представителями производственной сферы (47%). Рост цен на конечный продукт, услуги несколько чаще, чем в среднем, называли представители сферы торговли (12% против 6%). Какие-либо позитивные последствия упоминались очень редко, так как доля респондентов, на бизнесе которых падение курса рубля сказалось позитивно, была крайне мала. 

** Вопрос задавался только тем, кто сообщил, что снижение курса рубля в III квартале 2023 года пошло во вред бизнесу.

*** Вопрос задавался только тем, кто сообщил, что снижение курса рубля в III квартале 2023 года пошло на пользу бизнесу.

Участникам Лонгитюда также было предложено оценить, как изменится доходность их бизнеса, если в будущем курс рубль продолжит снижаться. Более половины опрошенных (54%) считают, что доходность их бизнеса из-за этого снизится, 25% – что она не изменится, 9% – что увеличится, остальные (12%) с ответом затруднились. При этом, ожидаемо, пессимистичные прогнозы в большей степени были характерны для предприятий, зависимых от импорта (66%) и занимающихся торговлей (61%). Полагающих же, что падение рубля никак не скажется на доходе, было больше среди независящих от импорта (44%) и в сфере услуг (33%). 

 

К III кварталу 2022 года курса рубля заметно укрепился – доллар в среднем стоил 58–60 рублей, а в отдельные периоды данного квартала его стоимость и вовсе составляла 50 рублей. При этом еще в начале II квартала 2022 года стоимость доллара в среднем равнялась 78 рублям. 

Вспоминая ситуацию с укреплением рубля в III квартале 2022 года, около половины опрошенных предпринимателей (49%) сообщили, что это никак на их бизнесе не отразилось, 41% – что пошло на пользу, 4% – что пошло во вред, остальные (7%) затруднились с ответом. О пользе чаще говорили те, кто зависит от зарубежных поставок (48%) и занимается торговлей (53%). Те же, кто от импорта не зависит, чаще сообщали, что укрепление рубля в тот период никак на бизнесе не сказалось (60%). 

 

Лонгитюдное исследование также позволяет нам обратится непосредственно к результатам деятельности бизнесов в III квартале 2022 года, чтобы понять, как именно в тот период укрепление рубля сказалось на бизнес-показателях. Так, оказалось, что те, кто в опросе по итогам III квартала 2023 года сообщал, что укрепление рубля в III квартале 2022 года принесло пользу, в тот период 2022 года несколько реже остальных2 говорили о снижении дохода (34% против 39%), при этом несколько чаще остальных отдавали предпочтение стратегии роста (17% против 11%). Из чего можно сделать вывод, что у сообщивших в ходе 10-й волны, что укрепление курса рубля в III квартале 2022 года пошло им на пользу, в тот период дела, действительно, шли несколько лучше, чем у остальных. 

 

**** На графиках 5 и 6 категорию «остальные» образуют предприниматели, которые сообщили, что укрепление рубля в III квартале 2022 года пошло во вред или никак не сказалось на бизнесе.

Что касается защиты от рисков, связанных с колебанием курса рубля, то те или иные меры предпринимали 55% опрошенных, 40% – не предпринимали, остальные (5%) с ответом затруднились. Для защиты своего бизнеса от рисков предприниматели чаще изменяли цен соразмерно изменению курса рубля (38%). При этом наиболее популярен такой способ реагирования на валютные колебания среди предпринимателей, бизнес которых зависит от импорта (50%), занимающихся торговлей (53%) или производством (44%). Другие способы защиты от рисков, связанных с изменением курса рубля, упоминались респондентами заметно реже. 

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что так или иначе валютные колебания в 2022 и 2023 годах оказали влияние на бизнесы многих участников Лонгитюда. Больше всего таковых среди зависящих от поставок зарубежных материалов, товаров, комплектующих, а также работающих в сферах торговли или производства. Многие опрошенные сообщили, что предпринимают какие-либо меры по защите от рисков, связанных с валютными колебаниями. При этом наиболее популярным оказалось изменение цен соразмерно изменению курса рубля. 

________________

Источник данных 

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка 10-й волны – 738 респондентов. Сроки проведения 10-й волны: 10 октября – 8 ноября 2023 года. 

________________

1Вопрос задавался только тем, кто сообщил, что снижение курса рубля в III квартале 2023 года пошло во вред бизнесу. В тексте приведен % от всех опрошенных. 

2К категории «остальные» были отнесены предприниматели, которые сообщили, что укрепление рубля в III квартале 2022 года пошло во вред или никак не сказалось на бизнесе. 

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ