Три года вместе в уникальном исследовании

Что предприниматели узнали о себе из проекта «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ»

Более 700 предпринимателей со всей страны с 2021 года ежеквартально отвечают на вопросы исследования «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ». За три года как исследователи, так и сами предприниматели узнали много важных, а порой и неожиданных фактов о том, как устроен российский малый бизнес.

Уникальной особенностью проекта является то, что участниками опросов являются одни и те же люди. Предприниматели ежеквартально рассказывают о бизнесе, о себе, о своей жизни. Они с благодарностью говорят о том, что участие в проекте не только расширило их взгляды на бизнес, но и дало возможность обратить внимание на то, о чем они раньше не задумывались.

 

 

Александр Ослон, президент ФОМ

«С 2021 года в ФОМе реализуется Проект СМБиз («Социология Малого Бизнеса»), и с самого начала в этой инициативе одной из ключевых была идея долговременного лонгитюдного исследования Малого Бизнеса (МБ). 

Сейчас Лонгитюд МБ – это около 1 тыс. предпринимателей, согласившихся в течение 10 лет (!) в начале каждого квартала рассказывать об итогах, успехах и проблемах прошедшего квартала. 

Летом 2021 года прошла первая волна Лонгитюда МБ, а сегодня мы отмечаем трехлетие этого уникального исследования и готовимся к 13-й волне. 

Результаты Лонгитюда МБ отражаются в многочисленных публикациях и на сайте Проекта СМБиз. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на то, о чем почти не говорится: о замечательном сообществе лонг-респондентов, лонг-интервьюеров и лонг-сотрудников ФОМа, благодаря которому стала возможной столь длительная необычная и сложная исследовательская работа. 

По сути, за три года участники Лонгитюда МБ стали сплоченным творческим коллективом, хорошо понимающим как значимость выполняемой работы, так и ценность добрых человеческих отношений. Этим объясняются три успешных года Лонгитюда МБ, и именно это – залог следующих успешных семи лет. 

Мои самые искренние лонг-поздравления и наилучшие лонг-пожелания! 

Ваш Александр Ослон, 

президент ФОМа»

Социально-демографический портрет представителя малого бизнеса

Среди предпринимателей, участвующих в проекте, 74% – мужчины, 26% – женщины. Их возраст – от 22 до 84 лет. Перефразируя Александра Пушкина, можно констатировать: малому бизнесу все возрасты покорны. В то же время бизнес – преимущественно (хотя и не исключительно) мужское занятие. 

Большинство участников Лонгитюда (70%) имеют высшее образование. 

Что касается специальностей и профессий, то здесь распределение следующее: 

  • технические (40%), например инженеры, IT-специалисты, программисты, техники; 
  • административные (29%), например экономисты, юристы, менеджеры и управленцы; 
  • гуманитарные и естественно-научные (14%), например преподаватели, художники, режиссеры, музыканты и врачи; 
  • рабочие (13%), например зоотехники, строители, фрезеровщики, слесари. 

При этом профессиональное образование более половины предпринимателей (53%)не соответствует направлению их бизнеса. 

Как правило, предприниматель – человек семейный. Большинство участников проекта (72%) женаты или замужем. У 54% есть дети: у 25% – один ребенок, у 21% – два, есть среди предпринимателей и многодетные – 8%. 

Достаточно большой процент предпринимателей (42%) привлекает членов семьи в работу своего бизнеса: чаще – жену или мужа (26%), реже – сыновей, дочерей, братьев, сестер и т. д. 

Вообще, семья и близкие часто упоминаются предпринимателями. Так, в одной из волн участников исследования спросили, какой смысл они вкладывают в понятие «счастье». В тройку самых распространенных ответов вошли здоровье – свое и близких (31%), благополучие в семье и благополучие детей (20%), материальный достаток (17%). Наиболее популярным ответом на вопрос о том, что обычно помогает забыть о проблемах, улучшить настроение, почувствовать себя счастливым, также стал ответ «семья, родные, дети, их благополучие» (32%). 

Как люди становятся предпринимателями и учатся вести дело

Участники Лонгитюда занимаются бизнесом в самых разных сферах. Чаще всего это розничная торговля, сфера услуг, сервиса, бытового обслуживания, а также строительство. 

На вопрос о том, из каких соображений они исходили, когда выбирали сферу своего бизнеса, предприниматели давали следующие ответы. 

 

Свой бизнес – это прежде всего личная активность. В то же время почти три четверти участников Лонгитюда (73%) полагают, что людям, делающим в бизнесе первые шаги, нужны наставники из числа опытных предпринимателей. Кому-то из опрошенных ранее помогли такие наставники, а кто-то сам сейчас является наставником для начинающих предпринимателей, помогая им советом и делом. 

Противоположную точку зрения, а именно, что начинающие предприниматели должны учиться на собственном опыте, без наставников, разделяют 14% опрошенных. Одни скептики видят в наставничестве выращивание конкурентов, другие полагают, что полезно самому «набивать шишки», третьи опасаются, что наставники могут и помешать молодому предпринимателю найти свое дело, которое будет по-настоящему любимым. 

Напомним, что, как правило, предприниматель – человек семейный. Среди участников Лонгитюда чуть больше трети (37%) хотели бы, чтобы наследники в будущем продолжили их дело, чуть меньше трети (27%) категорически не желают для своих детей такой же участи, треть (31%) не задумывалась об этом. Представители последних двух групп полагают, что их дети сами решат, заниматься им семейным бизнесом или нет. 

Размышляя о том, стоит ли вообще знакомить подростков с предпринимательской деятельностью, большинство участников проекта говорят, что стоит (85%), поскольку молодежь отважная и храбрая и может принимать нестандартные решения. Считают, что этого делать не стоит, 11%. Свою позицию они аргументируют тем, что у подростков еще нет серьезности и ответственности, способности критически оценивать ситуацию (например, они могут взять кредит, не рассчитав свои силы и возможности), кому-то просто рано заниматься бизнесом, а кому-то и не дано: к бизнесу должно быть призвание. 

Согласно ответам участников исследования, три наиболее важных личных качества для тех, кто решил заняться бизнесом, – это решительность и упорство, организаторские способности, а также гибкость и адаптивность. 

Бизнес и государство

Исследователи часто спрашивают предпринимателей об их взаимоотношениях с государством – в частности, об отношении к мерам господдержки бизнеса. По данным Лонгитюда Малого Бизнеса, к самому словосочетанию «государственная поддержка» предприниматели относятся порой весьма скептически. Специалисты ФОМа, опираясь не на прямые ответы, а на косвенные признаки, выделили четыре группы предпринимателей в зависимости от их реакции на меры господдержки: 

  1. группа «Продвинь меня!» – те, кому нужна помощь в продвижении на новые рынки; 
  2. группа «Научи меня!» – те, кто в целом хорошо справляется сам, но был бы не прочь пройти дополнительное обучение или получить информационную поддержку; 
  3. группа «Сократи налоги и бюрократию!» – те, кто предъявляет повышенный спрос на меры финансовой поддержки; 
  4. группа «Не мешай!» – все остальные предприниматели, которые склонны просить скорее о невмешательстве государства в дела их бизнеса, нежели о помощи. 

Большинство участников исследования (38%) рассчитывают только на себя и свой бизнес, а не на государство, поэтому ждут от государства невмешательства (группа «Не мешай!»). Остальные предприниматели распределены по долям примерно одинаково: 20% составляют группу «Продвинь меня!» и по 21% – «Научи меня!» и «Сократи налоги и бюрократию!». 

Несмотря на то что чаще всего просьбы об оказании государственной финансовой помощи звучат от представителей группы «Сократи налоги и бюрократию!», в ней довольно высока доля предпринимателей, оценивающих свое материальное положение как хорошее или очень хорошее (27% – так же, как и в группе «Не мешай!», в группах «Научи меня!» и «Продвинь меня!» таких 17 и 19% соответственно).  

 

  

 

Александр Чепуренко, профессор, научный руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

«Важность данного проекта – в том, что на сегодня это единственное в мире лонгитюдное исследование по национальной выборке, позволяющее анализировать изменения в рыночных стратегиях владельцев малого бизнеса в условиях разного рода внешних шоков. Желаю проекту, чтобы у него появилось больше пользователей – прежде всего среди молодых исследователей в области социологии и менеджмента, поскольку в этой россыпи фактических данных еще много ненайденных «алмазов». 

Ничто человеческое предпринимателям не чуждо?

Исследователи задают участникам Лонгитюда вопросы не только о бизнесе. И здесь выясняется много интересного. Например, оказывается, что многие предприниматели любят готовить – преимущественно мясные блюда (63%), а также предпочитают скорее дарить подарки (63%), нежели получать (15%). 

Один из способов на время отвлечься от дел – отпуск. Однако отпуск предпринимателя отличается от отпуска в привычном понимании – и не в лучшую сторону. Лишь чуть больше четверти участников Лонгитюда (29%) уходят в отпуск более-менее регулярно. Чуть больше трети (35%) делают это изредка, и у стольких же вообще не бывает отпуска. Некоторые предприниматели считают, что отпуск – это возможность отдохнуть два-три дня: о привычных для наемного работника двух неделях, а то и месяце они даже и не мечтают – это что-то из области невероятного. Для кого-то отпуск – это когда некоторое время нет работы, что, по сути, конечно, не отпуск, а простой. Есть предприниматели, которые по 15 лет работают без отпуска. 

Восстанавливать силы предпринимателям помогают, как правило, сон, покой и отдых в целом (38%), семья, родные, дети (18%) и активный отдых, путешествия, поездки, смена обстановки (17%). 

При повышенной нагрузке предприниматель должен не забывать о собственном здоровье. Большинство участников проекта (59%) оценивают свое здоровье как хорошее: они никогда не болеют или болеют крайне редко, обычно хорошо себя чувствуют. У трети (32%) здоровье среднее: они довольно часто болеют или чувствуют себя нездоровыми. Плохое здоровье у 6%: эти предприниматели имеют хронические заболевания, постоянно плохо себя чувствуют. 

Половина участников исследования называет конкретные факторы, которые оказывают негативное влияние на их здоровье. Чаще всего это стрессы, нервные нагрузки и переживания. Чтобы справиться со стрессами, предприниматели проводят время с друзьями и близкими (45%), просто расслабляются, позволяют себе отдохнуть и ничего не делать (44%), занимаются спортом или физическими упражнениями (32%), а также используют алкоголь для снятия напряжения (23%). Только 6% обращаются к профессионалам (например, к психотерапевту или коучу). 

Болезни (ОРВИ, грипп) большинство участников проекта переносит на ногах: 62% продолжают работать и одновременно лечатся, принимая лекарства и посещая врача, еще 11% продолжают работать и практически не лечатся. Лишь 23% участников исследования прекращают работу на время болезни, посвящая все время лечению. 

Несмотря на большую загрузку в бизнесе, у большинства предпринимателей есть хобби (74%). При этом свободное время они проводят по-разному. Участники проекта называют всевозможные виды спорта (например, лыжи, сноуборд, футбол, бег, йогу, плавание, дайвинг, теннис), охоту, рыбалку, путешествия, чтение, кино, рукоделие, дачу и огород, коллекционирование, видеоигры, семью, детей, внуков, волонтерство и общественную деятельность, преподавание. Из неожиданных увлечений упомянем выступления в школах с лекциями о вредных привычках, выпечку хлеба, изготовление сыра, яхтинг, радиоуправляемый пилотаж моделей самолетов, изготовление рыболовных снастей и бонистику (коллекционирование вышедших из обращения денежных купюр). 

Любопытна следующая закономерность: чем старше предприниматель (56 лет и выше), тем больше времени он уделяет своему хобби. Как говорят участники исследования, хорошо поставленный бизнес позволяет располагать личным временем, да и жизненный опыт подтверждает: жизнь одна и есть ценности помимо бизнеса – семья и любимые занятия. 

Разговаривая с участниками проекта о жизни, исследователи не могли не спросить о кино: о любимых фильмах и о ситуации в кинематографе. 

В целом просмотр фильмов и сериалов не является типичным видом отдыха для предпринимателей: в качестве способа восстановления сил его упомянули всего 3% участников проекта. Многие посещают кинотеатры редко или вообще их не посещают, потому что в принципе не любят кино. Некоторым просто некогда ходить в кинотеатры из-за большой загрузки. Если предприниматели и идут в кинотеатр, то делают это либо с детьми («на мультфильм»), либо по просьбе других членов семьи, для которых это любимая форма досуга. 

Тем не менее оказалось, что многие участники проекта любят советские фильмы – такие, как, например, «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Девчата», «Москва слезам не верит», комедии Гайдая, а также исторические фильмы и фильмы о войне. 

Большинство участников исследования затруднились назвать фильм, который стоит посмотреть другим предпринимателям. Одни просто не привыкли советовать кому-то что-то, другие заявили, что интересы у всех разные и что каждый предприниматель должен сам решать, что ему смотреть и когда. В качестве особого «предпринимательского» кино чаще всего упоминался «Волк с Уолл-стрит». 

По поводу ситуации в отечественном кинематографе мнения предпринимателей разделились. Среди участников Лонгитюда 46% с безразличием относятся к тому, что за последние два года в российских кинотеатрах стало гораздо меньше зарубежных фильмов. Почти четверть предпринимателей (24%) факт уменьшения доли зарубежных фильмов в российских кинотеатрах радует, и почти столько же (26%) – огорчает. Огорчает – потому что уменьшился выбор, а российское кино не нравится: оно «некачественное и неинтересное». Радует – потому что «зарубежное кино пропагандирует чуждые нам ценности и далеко от российского менталитета», а его отсутствие даст больше возможностей для развития отечественной киноиндустрии. 46% участников проекта полагают, что санкции и уход западных кинокомпаний с российского рынка способствуют развитию российского кинематографа. 

Как изменился бизнес участников исследования за три года

За прошедшие с запуска Лонгитюда Малого Бизнеса годы предприниматели нередко меняли свои бизнес-стратегии – от роста, сохранения, выживания до выхода из бизнеса. При этом большая часть участников проекта (56% в среднем за все волны исследования) находится на стадии сохранения своего бизнеса, а почти треть (28% в среднем) – на стадии выживания. Тех, кому удалось адаптироваться к внешним событиям и чьей бизнес-стратегией является рост, немного – 15% в среднем. 

 

 

Что касается формата бизнеса, то у 91% предпринимателей за три года сфера деятельности, форма (ИП или ООО) и регион регистрации остались прежними. 

В то же время 191 предприниматель вышел из бизнеса и покинул проект. Кто-то спустя время вернулся и в бизнес, и к нам в исследование: таких за три года оказалось 10 человек 

Некоторые пока не вернулись в бизнес, но планируют это сделать. Некоторые не планируют по разным причинам (выход на пенсию, переход на работу по найму или самозанятость, переезд в другую страну). Есть среди участников Лонгитюда и те, кто оставил бизнес и проект из-за участия в СВО. С одним из таких предпринимателей мы поддерживаем связь и ждем его возвращения. 

 

Людмила Преснякова, советник руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

«Лонгитюд Малого Бизнеса — это уникальное исследование, позволяющее увидеть жизненные траектории бизнеса в таком быстро меняющемся мире в течение длительного периода времени (10 лет). Это редко встречающийся метод исследования, который требует больших усилий. Очень важно сохранить в проекте каждого участника: только это позволит отслеживать, как на предпринимателей влияют внешние обстоятельства и какие решения они принимают. Желаю проекту процветания, долголетия – и чтобы юбилей, 10-летие, отметить новым марафоном еще на 10 лет!» 

Команда ФОМа поздравляет всех вовлеченных в проект «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ» предпринимателей и исследователей. 

Три года пройдены, но впереди нас ждет дорога длиною в семь лет. Лонгитюд Малого Бизнеса живет, развивается и меняется вместе с нами. Всем крепкого здоровья, успехов в бизнесе и предпринимательского долголетия! 

Роман Бумагин, Анастасия Егорова
© 2024 ФОМ