Третья волна ПРИМа: кадры и кадровая политика предпринимателей

Удовлетворенность сотрудниками и планы по расширению штата

Потребность в найме сотрудников есть у 40% предпринимателей, в первую очередь требуются представители рабочих специальностей.

Во II квартале 2023 года мы подробно расспросили предпринимателей, принимавших участие в третьей волне ПРИМа («Предприниматели России: исследовательский мониторинг»), о наличии у них наемных работников, удовлетворенности кадрами и потребности в них, а также об их кадровой политике в целом. 

О том, что у них есть наемные работники, сообщили 54% предпринимателей. У большинства (71% из тех, у кого есть сотрудники, 38% от всех предпринимателей) их численность за последние три месяца не изменилась, у значительно меньшей доли – выросла (13 и 7% соответственно) или сократилась (16 и 9% соответственно). 

  

Большинство предпринимателей, у которых есть сотрудники, не планируют в ближайшие три месяца ни расширять, ни сокращать штат (69% из тех, у кого есть наемные работники, 37% от всех предпринимателей). При этом о расширении штата в ближайшие три месяца думает почти четверть (24 и 13% соответственно), а о сокращении – совсем небольшая доля (5 и 3% соответственно). То есть в целом ситуация у предпринимателей достаточно стабильна: в предыдущие три месяца необходимость сокращать штат возникла только у небольшой доли предпринимателей, еще меньшая доля будет, скорее всего, вынуждена увольнять работников в ближайшие три. 

 

О потребности в найме работников сообщили 40% всех опрошенных предпринимателей. Чаще о ней говорили те, у кого уже есть сотрудники, – 48%. Однако, что интересно, и среди тех, у кого нет работников, о потребности в них заявил каждый третий респондент (30%). В первую очередь требуются представители рабочих специальностей (24%): от сварщиков и грузчиков до парикмахеров и официантов. Во вторую очередь – маркетологи (10%). Достаточно часто упоминались инженеры (5%) и IT-специалисты (4%). Маркетологи чаще, чем в среднем по выборке, нужны в сфере торговли (20%), а рабочие и инженеры – в сфере производства (35 и 16% соответственно). 

 

Предприниматели в основном довольны своими работниками. Большинство (58%) полностью удовлетворены их знаниями и квалификацией, 40% удовлетворены частично. При этом чаще всего их сотрудникам, по мнению предпринимателей, не хватает желания повышать квалификацию (31% среди тех, у кого есть наемные работники, 16% от всех опрошенных), инициативности (29 и 16% соответственно) и дисциплинированности (29 и 15% соответственно), а также профессиональной квалификации (26 и 14% соответственно). 

 

Мы спросили предпринимателей, какой стратегии они придерживаются относительно оформления отношений с работниками, и выяснили, что 40% стараются официально оформлять всех в штат, 20% предпочитают отдавать работу на аутсорс, 13% – использовать устные договоренности. Молодежь (18–35 лет) чаще предпочитает аутсорс (30%) и реже – оформление в штат (27%), предприниматели старшего возраста (56 лет и старше) – наоборот, реже отдают работу на аутсорс (13%). 

 

О потребности в различной помощи с персоналом нам сообщили 38% предпринимателей. Самый распространенный запрос – на помощь в поиске работников (62% среди тех, кому в принципе нужна какая-то помощь, 23% от всех предпринимателей). Реже предприниматели говорили о необходимости в помощи с повышением квалификации работников (32 и 12% соответственно), с их мотивацией (21 и 8% соответственно) и с ведением кадровой документации (14 и 5% соответственно). 

 

Из всего вышеописанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, сейчас ситуация с кадрами в малом бизнесе в целом стабильная: большинство предпринимателей не планируют менять численность работников, лишь крайне малая доля собирается ее сокращать. Более того, достаточно большая доля предпринимателей планирует расширять штат, что говорит о потенциале роста. 

Во-вторых, несмотря на довольно высокую декларируемую потребность в расширении штата, реальные планы по найму все же скромнее. Вероятно, некоторые бизнесы на данный момент не готовы к расширению или не могут его себе позволить, хотя и хотели бы этого. Например, потому что у них нет финансовой возможности или иных ресурсов для найма новых сотрудников или для расширения своего дела.  

В-третьих, некоторые предприниматели хотели бы повышения квалификации или мотивации уже имеющихся у них сотрудников.  

Таким образом, потребности у предпринимателей в вопросе кадров достаточно разнообразны, а потому и помощь целесообразно диверсифицировать с учетом этого обстоятельства. 

_____

Источник данных 

ПРИМ. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Третья волна. Сроки проведения опроса: 29 мая – 1 июня 2023 года, выборка – 620 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.  

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ