Интервью с Борисом Кислициным, сооснователем проектного бюро Pitch, – о построении внутренних коммуникаций и новых партнерствах
Бюро Pitch было основано в 2015 году в Москве и сегодня работает как проектное бюро для музеев и культурных институций. Бюро специализируется на создании содержательных пространств и реализации масштабных мультимедийных проектов, где задействованы интерактивные инсталляции, роботы, сценический дизайн, проекционные и кинетические решения, виртуальная и дополненная реальность.
В команде Pitch – более 40 человек, среди которых – инженеры, разработчики ПО, научные сценаристы, 3D-художники, музейные дизайнеры и другие профессионалы музейной отрасли.
Борис Кислицин – сооснователь, совладелец и креативный директор бюро Pitch, куратор и преподаватель магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в НИУ ВШЭ. В прошлом – один из создателей Аудиовизуальной Академии, международного образовательного ресурса, посвященного новым медиа. Художник, VJ и мультимедийный продюсер с более чем 20-летним опытом работы в разных странах.
Пандемия дала толчок к стремительному переводу сотрудников Pitch на дистанционный режим работы. Поскольку компания в основном занимается проектной деятельностью, в рабочую группу входят представители различных дисциплин: дизайнеры, инженеры, проектировщики и другие специалисты. С переходом на удаленку членам команды пришлось адаптироваться к новым условиям и налаживать систему коммуникаций.
«Когда объявили о самоизоляции, у нас была паника, потому что все рабочие процессы строятся на коммуникации внутри команды. Мы боялись, что не сможем работать удаленно, но у нас получилось. Мы перестроили процессы, стали больше видеться в Zoom. Сейчас весь руководящий состав присутствует три дня в неделю в офисе, в остальное время работаем из дома. Это достаточно комфортно и для сотрудников, и для нас самих».
Несмотря на то что некоторые клиенты компании приостановили свои проекты, Борис Кислицин считает, что Pitch удалось выдержать удар пандемии. Во многом это получилось благодаря особенностям бизнеса – команда в основном работает над долгосрочными проектами.
«В нашем случае все было немного проще, так как мы занимаемся проектированием и созданием музейных экспозиций. Проекты могут тянуться годами, например три-четыре года. Поэтому продолжая заниматься проектами, которые у нас уже были к началу пандемии, мы смогли пережить это тяжелое время неопределенности».
По мнению сооснователя Pitch, важную роль в адаптации к новой реальности сыграла высокая организованность рабочих процессов. Еще до пандемии в компании существовал единый набор правил для выполнения работ и координации действий сотрудников.
«У нас есть некий набор правил, которым следуют сотрудники, начиная от использования общих инструментов и таск-менеджеров и заканчивая регламентом именования файлов. Иначе руководству компании с большим числом сотрудников и подрядчиков на общих проектах невозможно отслеживать изменения».
В пандемию основная задача руководства бюро Pitch заключалась в сохранении штата и зарплат. По словам Бориса Кислицина, в компании работают редкие специалисты, которые обладают уникальными навыками. Помимо этого, руководство много вкладывает в образование и развитие своих работников. В планах компании – открыть собственный университет для совместного обучения сотрудников разных специализаций.
«Мы пробовали разные форматы: например, технический директор обучал работе в TouchDesigner, – и это пользовалось большой популярностью у сотрудников. Сейчас в силу ограничений мы приостановили обучение, но собираемся скоро к этому вернуться. Также у нас есть своя ресурсная база в виде книг, полезных ссылок и различной информации, которой мы делимся с сотрудниками. Важно и то, что по окончании проектов мы проводим «работу над ошибками» и общие обсуждения, на основании которых перестраиваем процессы».
TouchDesigner – визуальный язык программирования для работы с интерактивными медиа в реальном времени.
Особое внимание руководство компании уделяет заботе о здоровье подчинённых. После начала пандемии внутренние процессы были перестроены таким образом, чтобы минимизировать личные контакты. Благодаря бережному отношению к человеческим ресурсам руководству компании удалось повысить лояльность сотрудников. Вложив все силы в сохранение коллектива и его адаптацию, компания смогла удержаться на плаву и даже расширить штат, несмотря на финансовые трудности.
«Конечно, были большие финансовые потери, но мы их просто приняли на себя, решив не сеять панику. Мы делали всё что могли для спасения команды и хотели, чтобы каждый чувствовал себя комфортно и спокойно. Нам знакомы примеры, когда компании сокращали штат в три-четыре раза. Но мы для себя решили, что это не наш путь, и были готовы пройти через тяжелое время вместе с командой. Надо сказать, что и сотрудники нас тоже поддерживали, за что я им искренне признателен».
Справиться с трудной финансовой ситуацией во многом помогла диверсификация деятельности. До пандемии команда делала выбор в пользу наиболее приоритетных и близких по профилю заказов, отказываясь от остальных. Но во время пандемии многие долгосрочные клиентские проекты были приостановлены, поэтому руководство бюро пришлось соглашаться практически на любые новые контракты. В связи с этим перечень задач сотрудников существенно расширился.
«Мы не брали дополнительные кредиты, подушки безопасности тоже не было, зато нам удалось перераспределить средства и перестроить процессы. Брались за те проекты, за которые бы не взялись при других условиях, например, за креативные концепции. Это помогло пережить первые четыре месяца шока».
Диверсификация – стратегия расширения сферы деятельности фирмы в целях повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Несмотря на ухудшение финансовых показателей в 2020 г., у руководителя Pitch довольно оптимистичные ожидания относительно результатов работы компании в 2021 г. Среди причин для позитивного прогноза Борис Кислицин называет снижение конкуренции в отрасли за счет ухода с рынка многих игроков.
«В этом году мы видим, что экономический климат постепенно оттаивает и появляются новые интересные проекты. Полагаю, этот год мы закончим хорошо. Во многом это связано с тем, что число конкурентов резко сократилось. А за счет того, что мы смогли сохранить коллектив и даже его немного увеличить, Pitch теперь эффективно заполняет пустоты».
В пандемию бюро Pitch сосредоточилось на развитии новых каналов коммуникаций с аудиторией. Команда активно занялась продвижением компании на публичных площадках, чтобы делиться экспертными знаниями и опытом с другими коллегами по индустрии и расширять клиентскую базу.
«За шесть лет нам ни разу не понадобилась реклама: клиенты всегда рекомендовали нас друг другу и мы получали проекты с помощью одного только сарафанного радио. Во время пандемии у нас появились новые ценности – нам стало важно делиться своими знаниями и экспертизой. Для того, чтобы популяризировать наш опыт, мы стали чаще участвовать в специальных музейных конференциях, публичных мероприятиях, образовательных инициативах».
Борис Кислицин отмечает, что одна из ключевых задач бюро Pitch в перспективе – разработать общепринятые стандарты в индустрии, чтобы повышать общий экспертный уровень среди представителей отрасли. Отдельное внимание отводится просветительской деятельности и по отношению к потенциальным заказчикам. По словам сооснователя Pitch, клиенты не всегда делают выбор в пользу качественной работы в силу отсутствия базовой информации в этой области.
«В пандемию многие компании перепрофилировались. В музейной сфере появилось значительное число людей и компаний, которые не являются профессионалами в этой области, что, на наш взгляд, вредит общей картине. Мы видим свою задачу в том, чтобы делиться с игроками рынка общими практиками и подходами, к которым сами пришли путём проб и ошибок».
Пандемия стимулировала руководителей компаний развивать творческий потенциал своих команд и разрабатывать идеи для повышения эффективности бизнеса. По мнению Бориса Кислицина, одним из эффективных бизнес-решений пандемии стали коллаборации. Именно совместные проекты помогли бюро Pitch преодолеть тяжелый период и открыть новые возможности.
«Сейчас пришло время коллабораций, взаимного сотрудничества как внутри страны, так и за рубежом. В нашем бюро работают люди разных специализаций: например, инженер по автоматизации, архитектор, концептор, графический дизайнер. Но при этом мы трезво оцениваем свои силы и понимаем, что в каких-то областях не можем закрывать все задачи самостоятельно. Поэтому подтягиваем другие команды, становясь точкой сборки комплексного проекта. Это улучшает результаты и позволяет легче справляться с трудностями».
Наиболее ярким примером коллаборации стало сотрудничество Pitch с международной студией интерактивных медиа Sila Sveta. Борис Кислицин рассказывает, что компании разных профилей смогли объединить свои усилия для создания совместного проекта – нового музея на ВДНХ, открытие которого запланировано на начало 2022 года. По отдельности каждая из компаний специализировалась на определенных направлениях и пользовалась ограниченными ресурсами, но создав партнёрство, обе эффективно дополнили компетенции друг друга.
«Сотрудничество – это и вынужденная мера, и прогрессивное бизнес-решение. Мы приняли решение объединиться под одной крышей с Sila Sveta и компанией «СЕТАП», которая занимается светом и сценическими решениями. Сейчас мы вместе переезжаем в новое пространство на Красном Октябре. Синергия трёх ключевых игроков в сфере мультимедиа даст качественный скачок не только для нас, но и для рынка в целом».
Любой кризис обязывает руководителей развивать адаптивность – одно из важнейших качеств, которое позволяет подстраиваться под новые условия. Руководитель бюро Pitch отмечает, что пандемия научила его быть более гибким в ситуации неопределенности. В то же время важно не принимать поспешных решений, взвешивать риски и продумывать дальнейшие шаги.
«Мне все время приходится трансформировать свои рабочие функции. Это стандартная эволюционная задача – если не сможешь адаптироваться к изменениям окружающей среды, протянешь недолго. А основной урок, который я вынес, – в любой ситуации нужно контролировать себя и не принимать эмоциональных решений. Во время пандемии все три партнёра бюро чувствовали поддержку от коллектива, во многом это научило нас больше доверять сотрудникам. Тяжелые времена действительно способны сплотить».
Залогом благоприятного социального климата в компании Борис Кислицин считает доверие между руководством и членами команды. Для сооснователя Pitch секретом построения эффективной коммуникации с сотрудниками является открытый диалог. Сотрудники могут обсудить личные вопросы с руководителем, рассказать о том, что их беспокоит, поделиться своими сомнениями и пожеланиями.
Особое внимание в развитии внутренних коммуникаций руководство Pitch уделяет командным мероприятиям. Это эмоционально сближает людей, формирует чувство причастности к общему делу и способствует повышению их вовлеченности.
«Мы стараемся поддерживать интересы сотрудников: устраиваем совместные выезды на фестивали, ходим в музеи, отмечаем праздники всей командой».
Борис Кислицин поделился, что в ближайшем будущем бюро Pitch планирует выходить на международные рынки. Это во многом будет способствовать созданию различных партнёрств с другими компаниями.
По словам сооснователя Pitch, сейчас команда занимается разработкой новых идей, поэтому в планах руководства – диверсифицировать деятельность. Со временем компания превратится в зонтичный бренд, в рамках которого будут формироваться наиболее перспективные направления.
«Будем развивать отдельные направления, в частности, такие, в которых ещё нет готовых решений. Интересно также уходить в смежные области: например, нас интригует развитие метавселенных, в которых людей ждут совсем новые механизмы взаимодействия и получения опыта. Виртуальные миры, смешанная реальность, новые технологии – это общий вектор движения индустрии. Нам важно быть в курсе всего этого и не догонять волну, а создавать её».
Зонтичный бренд – стратегия расширения доли рынка с помощью выпуска разной продукции под одной торговой маркой.
Рассуждая о тенденциях в бизнес-среде, Борис Кислицин отмечает, что пандемия научила многих руководителей более ответственно подходить к принятию решений и грамотно распределять ресурсы. Кроме того, изменился подход к планированию. По наблюдениям сооснователя бюро Pitch, теперь руководители многих компаний делают упор не только на краткосрочное планирование, но и разрабатывают стратегию на долгосрочный период.
Среди трендов в креативной индустрии Борис Кислицин выделяет трансформацию пользовательского опыта, которая связана с появлением новой молодой аудитории. Особенности восприятия медийных пространств напрямую связаны с принадлежностью к тому или иному поколению. Креативным индустриям и учреждениям культуры важно учитывать этот факт при разработке стратегии и реализации проектов.
«Происходит поколенческий сдвиг: молодое поколение живет и мыслит по-другому, пользуется другими инструментами. Сейчас каждый человек обладает дефицитом внимания из-за того, что визуально перегружен. И музеи уже не между собой соревнуются, какой из них лучше, а с мобильными телефонами, интернетом, играми и другими развлечениями. Теперь музей больше не «склад старых вещей» или «витрина», а место культурного досуга в более широком контексте. Появляется сценография, интерактивные объекты и другие решения, визуально привлекательные для пользователя. На первый план выходят посетители и клиенты, которые уже привыкли к определенному типу сервиса. И это хорошо, потому что они задают нам планку».
Про работу Музея русского импрессионизма в пандемию читайте в интервью с заместителем директора музея Дмитрием Барсенковым.
Про ФОМ-Музей Пандемия в Сети (Музей ПандемиС) читайте в материале Homo pandemicus – человек пандемический
Еще одним ярким трендом на рынке, по мнению Бориса Кислицина, является цифровизация. Музеи также начинают соответствовать современным тенденциям, внедряя технологии и осваивая новые способы коммуникации с посетителями.
«Во-первых, есть государственная программа по оцифровке всех музейных экспонатов и есть ресурсы, где эти цифровые копии находятся. Во-вторых, сейчас уже ни один музей не может позволить себе жить без сайта. Большинство музеев имеет своего виртуального двойника и активно работает с SMM, то есть охватывает ещё более широкую аудиторию через цифровые каналы коммуникации».
SMM (Social media marketing, в пер. с англ. маркетинг в социальных сетях) – комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний или бренда и решения других бизнес-задач.
Например, сейчас на рынке появляются такие технологии, которые позволяют разработать для каждого гостя музея индивидуальный экскурсионный маршрут на основе его предпочтений.
«В ближайшем будущем у посетителей музеев появится возможность получения индивидуального опыта. Человек сможет прийти в музей, задержаться у нескольких экспонатов – и на основе этой выборки получить указания на смежные темы, которые могут его заинтересовать. Таким образом, его путь по музею будет кастомизирован».
Сохранить штат любой ценой стало ключевой задачей руководства компании в пандемию, несмотря на финансовые потери. Компания сделала многое для того, чтобы предотвратить панику в коллективе и наладить рабочую атмосферу. Особое внимание уделялось заботе о здоровье подчиненных. Не менее важным Борис Кислицин считает доверие между руководством и членами команды. По словам сооснователя Pitch, удержаться на плаву компании во многом помогли сплоченность коллектива перед общим вызовом, а также высокая организованность рабочих процессов, диверсификация деятельности и новые формы сотрудничества.
Так, благодаря коллаборации проектного бюро Pitch со студией интерактивных медиа Sila Sveta, обе компании разных профилей смогли объединить свои усилия и дополнить компетенции друг друга для создания новых проектов. Это позволило улучшить результаты бизнеса и легче справляться с трудностями. В ближайшем будущем компания Pitch планирует выходить на международные рынки, что во многом будет способствовать появлению новых интересных партнёрств.