Исследования малого бизнеса в условиях пандемии ранее проводились в рамках Проекта коронаФОМ, стартовавшего в самом начале пандемии коронавируса в России – в конце марта 2020 года.
Это было сложное время, когда в стране были приняты экстраординарные санитарно-административные меры для борьбы с пандемией – перевод работников на удаленный режим, закрытие культурных, общественных, спортивных, торговых, транспортных и других мест скопления людей, запреты на свободное передвижение вне места жительства, жесткий контроль за соблюдением гигиенических требований, – и они коснулись буквально каждого человека.
Но более всего антипандемические меры затронули предпринимателей. У большинства из них они не только вызвали жизненные трудности, но и привели к ограничениям на бизнес-деятельность, часто – вплоть до полной ее остановки.
В Проекте коронаФОМ социальные трансформации, вызванные пандемией, изучались применительно к различным социальным группам, в том числе и к предпринимателям.
Летом 2020 года было выполнено первое большое исследование и на его основе подготовлен и выпущен Доклад «Краш-тест малого бизнеса».
С начала 2021 года ФОМ-исследования малого бизнеса были выделены в отдельный Проект СМБиз – Социология Малого Бизнеса (МБ).
В рамках Проекта СМБиз в течение 2021 года был выполнен ряд исследовательских работ, связанных с процессами адаптации МБ, подготовлены многочисленные аналитические материалы, поэтому с октября 2021 открыт сайт smbiz.fom.ru.
Кроме того, рамки Проекта СМБиз сильно расширились, он наполнился обширным содержанием. Поэтому для его краткого представления ниже предлагается предельно лаконичный текст. Полное описание Проекта СМБиз – впереди.
Социальная значимость МБ
МБ в контексте пандемии
Социология МБ
Цели
Исследовательские Задачи
Коммуникационные Задачи
Стейкхолдеры
Адресные группы
3.1. Методы и методики
Методы ФОМ-опросов
База Согласившихся Респондентов
Из всех ФОМ-опросов населения формируется База Согласившихся Респондентов (БСР).
На 1 октября 2021 года в БСР – 280 тыс. респондентов, в том числе 11 тыс. предпринимателей.
Панель МБ
Все предприниматели из БСР проходят опрос-перепись о себе, о своем бизнесе, в результате заполняются Паспорта участников ПМБ.
На 1 октября 2021 года в ПМБ – около 4 тыс. участников.
Лонгитюд
Из ПМБ рекрутированы 750 лонг-респондентов, согласных в течение 10 лет ежеквартально отвечать на вопросы о том, что произошло в их жизни и бизнесе за прошедший квартал.
Качественные методы
3.2. Исследования
Мониторинговые исследования
Тематические исследования
Межрегиональные исследования МБ
3.3. Коллаборация исследователей
Привлечение исследователей МБ и предоставление возможности выполнять исследования по своим темам, используя инфраструктуру Проекта СМБиз.
4.1. Консорциум региональных Партнеров
Неформальное объединение региональных социологических организаций для совместного проведения межрегиональных исследований МБ и представления их результатов в Регионах.
4.2. Информационные Продукты
Сайт СМБиз.ФОМ
Все данные, результаты, инфоПродукты, описания и новости Проекта и т. д. размещаются на хорошо организованном сайте https://smbiz.fom.ru/, выполняющем роль сайта-склада (паксайт).
Публикации
Контент для сайта СМБиз.ФОМ, для коммуникационных каналов, а также
материалы в медиа, статьи в журналах, аналитические записки, брошюры, книги и проч.
Доклады
4.3. Коммуникации
Коммуникационные каналы
Коммуникационные каналы для доставки Адресным группам контента сайта СМБиз:
Конференция мараФОМ
Мультимедийные презентации, доклады, материалы обсуждений в формате гибридной конференции мараФОМ.
Первая волна – https://covid19.fom.ru/post/proekt-sociologiya-malogo-biznesa-na-gibridnoj-konferencii-marafom
Медиа-Партнеры СМБиз