История создания и основное содержание
В апреле 2020 года, в разгар локдауна, ФОМ провел с Партнерами серию методических обсуждений и обучающих мероприятий, обобщающих опыт переноса фокус-групп в онлайн. Спонтанно в ходе этих встреч образовалось небольшое межрегиональное сообщество исследователей, объединенных общей задачей: освоить метод онлайн-фокус-групп, изучить его возможности и ограничения. В мае-июне 2020-го межрегиональная исследовательская группа провела несколько десятков онлайн-фокус-групп и глубоких онлайн-интервью с более чем 100 предпринимателями со всей страны. Всего в инициативном проекте приняло участие 24 компании, включая ФОМ, которые в сумме провели 26 фокус-групп и 13 глубинных интервью. Таким образом, в распоряжении команды оказалось почти 40 транскриптов. Через месяц на их основе возник доклад «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии».
Сфокусировать готовящееся инициативное исследование на проблемах малого бизнеса предложил президент ФОМ Александр Ослон, и эта идея нашла поддержку среди участников проекта. За несколько дней совместными усилиями подготовили гайд – и в поле!
Предприятия малого бизнеса оказались крайне чувствительными к кризису, вызванному пандемией и введением ограничительных мер. Так, согласно исследованию ФОМа, с середины марта 2020 года каждый третий из работающих на себя был вынужден приостановить бизнес или рабочую деятельность, примерно у такой же доли респондентов снизились доходы. Кроме того, общее оздоровление экономики после кризиса во многом зависит от того, как предприниматели адаптируются к новым условиям и какие рыночные стратегии выбирают для восстановления своего дохода.
Проект не имел заказчика, поэтому, чтобы исследование вообще состоялось, возможность организовать рекрут своими силами без дополнительных стимулов оказалась жизненно важной. И здесь выбор темы тоже сыграл свою роль: как представители малого бизнеса многие Партнеры ФОМа являются участниками локальных бизнес-сообществ, общаются и дружат с региональными бизнесменами. Поэтому к участию в групповых и индивидуальных интервью на добровольных началах удалось привлечь представителей самых разных направлений бизнеса.
В каждой фокус-группе участвовали до шести предпринимателей, представляющих разные направления бизнеса. Средний состав одной группы – четыре человека. Именно такую численность для обеспечения оптимальной групповой динамики рекомендовали наши эксперты Сергей Цыпленков, руководитель Калининградского социологического центра, и Дарья Шмидт, независимый исследователь из Москвы. Отраслевой разброс оказался предельно широким: создание программного обеспечения, общепит, производство электротоваров, грузоперевозки, типографское дело, пошив одежды, производство мебели, частная медицина, частное школьное и дошкольное образование, строительство, ремонт квартир, коммерческая аренда, аутсорсинг кальяна – и это далеко не все, ведь в исследовании приняли участие 110 предпринимателей от Чукотки до Калининграда.
В фокусе внимания были пять моментов: эмоциональная реакции предпринимателей на кризис, стратегии адаптации, оценка действий государства и запрос к государству, сценарии будущего. Более детально обсудить индивидуальные истории получилось в глубинных интервью с информантами.
Дальнейшую работу с полученным материалом участники проекта выстроили не совсем стандартным способом. Для его обозначения больше всего подходит слово «децентрализованный». Не только потому, что над финальным отчетом трудились почти все организаторы исследования, а не ограниченная группа столичных аналитиков. Чтобы итоговый текст не превратился в сумму разрозненных отчетов, чтобы он был скреплен единой смысловой осью, участники проекта договорились, что каждый возьмет по одной интересующей его теме и напишет эссе, опираясь на весь массив транскриптов, собранных межрегиональной исследовательской командой. Не всем удалось в это трудное время найти 30–40 часов, чтобы проделать такую объемную аналитическую работу. Но в итоге 16 авторов представили полтора десятка эссе, которые, объединенные в пять больших глав, составили 200-страничный доклад межрегиональной исследовательской группы «Краш-тест малого бизнеса: итоги и последствия первой волны пандемии».
Вошедшие в каждую из пяти глав доклада аналитические тексты были переработаны и в специальном, адаптированном для веба виде представлены на нашем сайте.
В первую главу «Эмоциональное восприятие и интерпретация происходящего» вошло два аналитических текста.
Бизнес – как спорт: чтобы взять новую высоту или закрепить достижения, предпринимателю нужны и мотивация, и уверенность в себе, и настрой на победу. Но как надеяться на лучшее, когда привычный мир вокруг начинает рушиться, а правила игры больше не соблюдаются? Об этом расскажет материал на основе текста Натальи Галашовой (ЦСМИ «Контекст, г. Томск) ««Как будто снимается кино...»: эмоции предпринимателей в начале пандемии».
Шок от первых новостей о введении коронавирусных ограничений миновал. Проведены «жесткие, сложные переговоры» с арендодателями, сделаны пробные шаги по спасению или переформатированию бизнеса, как-то решены кадровые вопросы. Как предприниматели воспринимают сложившуюся ситуацию и с какими эмоциями смотрят в будущее, спустя несколько месяцев после начала режима самоизоляции? Читайте в статье по мотивам аналитического текста Ирины Муратовой (ООО «Общественное мнение – Красноярск») «Это сделает нас сильнее».
Во вторую главу доклада – «Стратегии совладания с ситуацией» – вошло три больших текста. Их основные тезисы также представлены в адаптированных для нашего сайта статьях.
На то, чтобы собраться с силами и перейти из состояния шока в режим антикризисного реагирования, у участников исследования чаще всего уходила пара недель: на момент проведения фокус-групп все предприниматели находились в стадии активных действий. Какие пять стратегий адаптации, которые встречались как в чистом виде, так и в различных комбинациях, удалось выделить в ходе исследования, можно узнать из статьи на основе аналитического текста Дарьи Шмидт (ИП Шмидт, г. Москва) «Мы должны как-то выплывать».
Ваш корабль попал в шторм, часть команды вы уже потеряли, оставшиеся – на грани паники. Примерно так метафорически можно описать ситуацию, в которой оказались многие российские предприниматели спустя месяц после начала пандемии. О стратегиях, которые предприниматели использовали, чтобы поддержать на плаву коллективы своих компаний, рассказывается в материале на основе аналитического текста Александра Макарова (АИР, г. Казань) «Я разрешила всем напиться на работе».
Почему представители отдельных отраслей малого бизнеса раньше отказывались от онлайн-технологий? Как предприниматели внедряли новые для себя методы? С какими трудностями они столкнулись, достигли ли успеха и сохранят ли онлайн в своем постпандемическом будущем? Об этом – в материале Лейлы Васильевой (ФОМ) «Волшебный пинок».
В третью главу «Малый бизнес и государство. Ограничения, меры поддержки и вопрос доверия» вошло три текста, которые в ходе адаптации к веб-формату превратились в шесть статей.
Ограничив предпринимателей в возможности продолжить работать в штатном режиме, государство попыталось компенсировать это комплексом мер поддержки. Но базовые установки участников взаимодействия «государство – МСБ», видимо, не искоренить даже в столь нетипичной ситуации, как пандемия. Подробнее – в материалах на основе аналитического текста Светланы Федоровой (ИМЦ «Статус», г. Тула) «Господдержка в коронакризис», «Проблема не только в коронавирусе!» и «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Введение карантинных мер в условиях первой эпидемиологической волны поставило предпринимателей перед непростым выбором, часто с витальной компонентой: соблюдение ограничений и следование предписаниям могло сказаться на выживании бизнеса. Как люди принимали решения, как их обосновывали, чем руководствовались – в материале Нелли Романович (ИОМ «Квалитас», г. Воронеж) «Две половины одного народа» и «Уроки первой волны».
Первая волна пандемии поставила и малый бизнес, и государство в довольно жесткие рамки. В ситуации ограниченности инструментов экономического регулирования на первый план вышли ресурсы иного рода. Один из них – доверие. Удалось ли российскому малому бизнесу и государству воспользоваться этим ресурсом в период локдауна? Об этом рассказывается в статье «Малый бизнес и государство: уравнение доверия» на основе аналитического текста Лады Резник (ИЦ «Социомаркет», г. Йошкар-Ола).
Четвертая глава «Видение будущего» представлена тремя аналитическими текстами.
Пандемия повлекла за собой общее снижение уровня доходов населения, спрос на товары и услуги во многих сферах начал стремительно падать. Как предприниматели пытались удержать и вернуть клиентов в условиях разрушающегося рынка – в материале на основе аналитического текста Марины Осадчей (Лаборатория маркетинговых исследований Marketing-LAB, г. Краснодар) «Беремся за все, за что раньше и не взялись бы».
В момент действия жестких ограничений на большей части территории страны исследователи задались вопросами «Внешние ограничения отменят, но что будет с поведением потребителей? Не сработают ли у них внутренние ограничения? Что об этом думают предприниматели, работающие в сферах, предполагающих наиболее тесный контакт с потребителем?». О результатах этюда Романа Бумагина (ФОМ) читайте в материале «Спрос на контактные услуги во время пандемии и после нее».
Кризис заставил многих задуматься, стоит ли им продолжать заниматься бизнесом и что вообще значит быть предпринимателем. Рассуждения участников исследования, помогающие понять, как представители малого бизнеса воспринимают свою профессию и ее положение в современной России, представлены в материале «Выживут только сильнейшие» на основе аналитического текста Елены Бондаренко (Фонд «Общественное мнение – Татарстан», г. Казань).
Пятая глава посвящена исследованию духа предпринимательства. Здесь – три основных сюжета.
Разделение предпринимателей в зависимости от их реакции на коронакризис на два типа – традиционалистов и модернистов – представлено в одноименных материалах на основе аналитических статей Елены Березиной (Евро-Азиатский центр социальных исследований, г. Екатеринбург).
Альтернативная типология предпринимателей в зависимости от того, как начинался бизнес, представлена в серии материалов на основе аналитики межрегиональной исследовательской рабочей подгруппы в составе Сергея Цыпленкова (Калининградский социологический центр), Натальи Филимонцевой и Елены Малышевой (МИЦ «Контакт», г. Воронеж), Татьяны Костенко (Исследовательская компания «Ника», г. Барнаул), Романа Бумагина (ФОМ). Первый материал из этой серии «Типы предпринимателей» рассказывает о самой типологии, а в следующих материалах подробно описывается каждый из четырех типов: «Кто такие бизнесмены-инициаторы», «Рисковый Малый», «Какие-то «неправильные предприниматели»», «Кто такие бизнесмены-последователи».
Готовы ли предприниматели делиться своими трудностями с исследователями, как повлиял коронакризис на уровень открытости бизнеса, насколько откровенны и эмоциональны бизнесмены по сравнению с другими социальными группами? Об этом – в материале на основе аналитического текста Ольги Изосимовой (Маркетинговое агентство Exact Poll, г. Санкт-Петербург) «Делиться – не значит разделять».
Наконец, выдержка из доклада, ключевые факты, установленные в исследовании, представлены в одноименном материале «Краш-тест малого бизнеса. Ключевые факты».