Реакция предпринимателей на санкции и контрсанкции

Как представители малого бизнеса оценивают влияние санкций на их бизнес и адаптируются к изменениям

Подавляющее большинство представителей малого бизнеса (73%) в той или иной степени ощутили негативное влияние санкций. Об этом свидетельствуют данные четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. В этом материале мы расскажем, какая доля предпринимателей, участвовавших в опросе, подверглась воздействию санкций, в чем проявились их негативные последствия, каких позитивных изменений ждут представители малого бизнеса и что они делали для адаптации к новой реальности.

Влияние санкций на малый бизнес

В ходе четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ 73% предпринимателей сообщили, что новые санкции или контрсанкции оказали негативное влияние на их бизнес, 25% такого влияния не отметили.

Самым распространенным негативным последствием для бизнеса стало уменьшение числа заказов, клиентов. Об этом заявили 44% опрошенных (в группе тех, кто ощутил влияние санкций, – 60%). Это неудивительно: в условиях кризиса люди начинают сокращать потребление и больше сберегать, то есть спрос падает (подробнее об этом см. в материале «Потребительское поведение россиян в кризисы»). Даже если кто-то из представителей малого бизнеса и вошел в число бенефициаров ажиотажного спроса в начале марта, когда одни потребители запасались впрок продуктами и предметами первой необходимости, а другие закупали товары западных компаний, уходивших с российского рынка, то к середине апреля, когда проводилась четвертая волна Лонгитюда, спрос на товары и услуги малого бизнеса, видимо, снизился.

О снижении спроса в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021-го сообщили 46% опрошенных (в предыдущей волне Лонгитюда такой ответ дали 30%). Среди ощутивших негативное влияние санкций о снижении спроса говорили заметно чаще: 52% против 28% среди тех, кого санкции не затронули. В своих ответах на открытый вопрос «Какие именно изменения произошли в вашем бизнесе?» предприниматели говорили: «нет объемов, нет работы», «сокращение объемов», «общие заказы уменьшились, люди побаиваются», «стала брать меньше заказов».

Помимо снижения спроса участники Лонгитюда часто указывали на рост издержек, инфляцию, рост цен (41% по выборке и 56% среди ощутивших негативное влияние санкций) и проблемы с поставками (39 и 53% соответственно).

В результате санкций ухудшились условия ведения малого бизнеса в целом. Половина предпринимателей (51%) оценили изменения в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года как негативные. Среди ощутивших негативное влияние санкций такого мнения придерживались 60% против 26% среди тех, кого санкции не затронули.

______

*Вариант ответа добавлен после раскодирования открытой позиции «другие негативные последствия».

Ожидаемые последствия санкций

Никаких положительных последствий от санкций для своего бизнеса не ожидают 54% предпринимателей. Среди ощутивших влияние санкций таких несколько больше, чем среди тех, кого санкции не коснулись, однако различия в мнениях по этому вопросу не так уж велики (56% против 48% соответственно). Положительных последствий ждут 32% опрошенных (среди пострадавших от санкций – 29%, среди не испытавших влияния санкций – 39%).

Наиболее часто упоминаемым положительным следствием санкций является увеличение спроса на товары и услуги. На это надеются 13% опрошенных. Такой ответ чаще дают те, кого санкции не затронули (18%), чем ощутившие их негативное влияние (11%).

Другие положительные следствия санкций, по оценкам представителей малого бизнеса, включают снижение конкуренции (12%) и импортозамещение, развитие производства в стране (6%). Различий в частоте этих и других, набравших 2% и менее, ответов в рассматриваемых нами группах не наблюдается.

При ответе на вопросы «Хотите ли вы что-то еще добавить по темам, которые мы обсуждали в этом опросе? Если да, то что именно?» 5% предпринимателей отметили необходимость развития собственной экономики, собственного производства: «надо развивать нам производство», «надо, чтобы экономика наша развивалась, тогда и мы будем развиваться и зарабатывать больше», «необходимо импортозамещать все что можно, чтобы производство всего, что только можно, было свое», «санкции всегда идут только на пользу России, мы сами не стремимся двигаться, нас просто толкают в спину».

При этом 65% предпринимателей уверены в том, что новые санкции не приведут Россию к экономическому краху (среди тех, на кого санкции влияния не оказали, так считают 85% респондентов). 22% опрошенных придерживаются противоположной, пессимистичной, точки зрения. Среди тех, кого коснулись негативные последствия санкций, 26% допускают крах российской экономики, среди не пострадавших от санкций – только 9%.

______

**Вариант ответа добавлен после раскодирования открытой позиции «другие положительные последствия».

Адаптация предпринимателей к последствиям санкций

К маю 64% опрошенных предпринимателей пришлось принять меры по адаптации к изменившейся экономической ситуации; 36% продолжают вести бизнес практически без изменений.

Среди тех, кто ощутил влияние санкций, что-то менять в своей деятельности пришлось 76%. Однако и 27% тех, кого санкции не коснулись, тоже понадобилось адаптироваться к изменившейся экономической ситуации.

Самыми частыми способами адаптации являются изменение цен на товары, услуги (46% по выборке и 56% среди тех, кто ощутил влияние санкций), поиск новых клиентов, покупателей (33 и 41% соответственно), смена поставщиков (28 и 34%), оптимизация издержек на сырье, материалы (28 и 34% соответственно). Все это свидетельствует о значительных изменениях бизнес-процессов, затронувших разные аспекты деятельности предпринимателей. Отвечая на открытый вопрос «Какие именно изменения произошли в вашем бизнесе?», респонденты говорили: «появились новые проекты», «увеличили число клиентов, нашли дополнительных», «слияние бизнеса», «принимали решение, что сейчас будет эффективнее в бизнесе», «оптимизация процессов».

Настроения предпринимателей относительно будущего

Мнения предпринимателей относительно того, каким будет второй квартал 2022 года для их бизнеса, разделились почти поровну. Улучшения ситуации ожидают 30% опрошенных, ухудшения – 28%, еще 36% не ждут изменений во втором квартале. Однако среди тех, кого санкции не затронули, ожидающих, что второй квартал будет для их бизнеса лучше, почти вдвое больше, чем среди пострадавших от санкций: 45% против 25% соответственно.

В целом 57% предпринимателей смотрят в будущее с беспокойством, тревогой. Среди тех, кто ощутил влияние санкций, таких в два с половиной раза больше, чем среди тех, кого они не затронули (67% против 27%).

Те предприниматели, кто в той или иной степени уже пострадал от санкций, чаще склонны ожидать ухудшения ситуации в будущем. В этой группе чаще встречаются предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, научной, технической и другой подобной деятельностью (например, право, консалтинг, реклама).

Данные показывают, что 73% предпринимателей к началу мая испытали негативное влияние санкций и контрсанкций. Вследствие этого ухудшились условия ведения бизнеса и большинству, чтобы адаптироваться к новым реалиям, приходится вносить изменения в привычный порядок работы предприятия, отказываться от некоторых видов деятельности и даже поднимать вопрос о закрытии бизнеса. Неопределенность и нарастание санкционного давления вынуждают предпринимателей смотреть в будущее с тревогой. Понимание ситуации в бизнесе и потребностей предпринимателей, которые дают результаты социологических исследований, необходимо для разработки и внедрения эффективных мер государственной поддержки малого бизнеса.

В наших следующих материалах мы подробнее расскажем об отношении предпринимателей к мерам поддержки бизнеса в новых условиях и о последствиях санкций для предприятий, зависящих от поставок сырья, материалов и технологий из стран, которые ввели санкции против России. Следите за публикациями на сайте smbiz.fom.ru.

_________________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 735 респондентов, 15 апреля – 19 мая 2022 года.

Анастасия Берсенева, Наталья Гашенина
© 2024 ФОМ