Предприниматели в условиях турбоРеальности

Большинство предпринимателей, хоть и столкнулось с проблемами при ведении бизнеса в прошлом году, смогло с ними справиться, в частности с ограничениями поставок из-за санкций

Первая волна совместного исследования инФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: Исследовательский Мониторинг» (ПРИМ) была посвящена тому, как предприниматели и самозанятые воспринимают происходящее в микро- и малом бизнесе в условиях турбулентности. В частности, мы интересовались тем, с какими проблемами они столкнулись в 2022 году, как оценивали эффективность мер господдержки и какие из предложенных мер оказались для них наиболее полезными.

Финансовое положение предпринимателей

В целом можно сказать, что представители малого бизнеса выдержали удар санкционного года. В IV квартале 2022 года почти треть предпринимателей (35%) сообщила, что ситуация в их бизнесе не претерпела существенных изменений по сравнению с началом года, а 13% даже отметили улучшения. Несмотря на то что половина респондентов говорила об ухудшении финансового положения своего бизнеса, только четверть (24%) оценила его на момент опроса как плохое, большинство же (56%) сочло удовлетворительным.

При этом молодые предприниматели (18–35 лет) были настроены оптимистичнее, чем население в среднем. Так, 23% молодых предпринимателей сообщили об улучшении финансового положения в их бизнесе за последний год (при 13% в целом по населению). Оценки предпринимателей в возрасте 36 лет и старше отличались от среднего по населению незначительно – 11% говорили об улучшении финансового положения.  

Проблемы предпринимателей и пути их решения

Большинство предпринимателей в последний год столкнулось с теми или иными препятствиями при ведении бизнеса. Основные из них были связаны с ростом цен у поставщиков (80%), сокращением спроса (66%), снижением объемов производства и заказов (56%), проблемами с поставками из-за рубежа (56%). Также предприниматели отмечали увеличение издержек на сбыт товаров (42%). Больше трети говорили о задержках платежей от контрагентов (39%), сокращении финансовых резервов (36%) и усилении конкуренции (32%). С проблемами с поставками от российских партнеров столкнулись 30% опрошенных.

При этом уже в IV квартале 2022 года большинство компаний (81%), столкнувшихся с проблемами поставок, справилось с трудностями.

Так, 33% перешли на закупки внутри страны, 39% – на поставки из Китая, 23% – из стран СНГ, 13% – из Турции.

Отношение к господдержке

Больше половины (58%) респондентов знают о мерах господдержки, принятых за последний год.

Среди знающих о мерах 26% считают, что они эффективны, еще 44% – что применение мер господдержки будет полезно для их бизнеса.

При этом 41% из тех, на кого распространяются меры господдержки, уже обращался за ее получением, 15% собираются это сделать.

Многие предприниматели испытывают потребность в том, чтобы государство поддержало их бизнес, однако эти потребности у всех разные. Так, примерно половине предпринимателей (51%) нужны специальные налоговые режимы, 42% – предоставление льготного кредитования, 39% – налоговые льготы. 

Цифровизация компаний

В рамках переменного блока исследования респондентам были заданы вопросы, используют ли они цифровые решения для бизнеса и какие инструменты для онлайн-торговли и продвижения товаров или услуг они применяли за последний год.

Выяснилось, что подавляющее большинство (свыше 90%) представителей малого бизнеса пользуется цифровыми решениями. Видят пользу от использования цифровых решений 59% предпринимателей.

Основные инструменты, которые предприниматели используют для онлайн-торговли, – собственный сайт (41%), социальные сети (38%), электронные рассылки клиентам (23%), контекстная реклама (22%) и маркетплейсы (21%).

В целом можно сделать вывод о сравнительно успешной адаптации предпринимателей к непростым условиям турбоРеальности, а также о том, что большинство предпринимателей идет в ногу со временем и охотно использует цифровые решения в своем бизнесе.

Однако при всей своей гибкости и адаптивности бизнес зачастую нуждается в поддержке государства, особенно в облегчении налогового бремени.

________________

Источник данных

ПРИМ. Первая волна. Опрос предпринимателей (владельцев ООО или ИП, считающих предпринимательство своим основным видом деятельности). Сроки проведения опроса: 29 сентября – 6 октября 2022 года, выборка – 600 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.

Юлия Дормидонтова, Валентина Глянцева
© 2024 ФОМ