Как часто предприниматели путешествуют и что им больше всего запоминается в поездках
Для корректного отображения графиков с мобильных устройств поверните телефон горизонтально
Подавляющее большинство участников Лонгитюда хотя бы иногда путешествуют по России: 25% – скорее часто, 56% – скорее редко. При этом те, кто занимается бизнесом главным образом ради самореализации, чаще, чем респонденты в целом, говорили, что путешествовали раньше и сейчас путешествуют скорее часто (40% при среднем в 25%). У тех, кто занимается бизнесом, главным образом чтобы прокормить себя и семью, обратная ситуация: только 17% сказали о частных поездках.
В ходе 13-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ предпринимателей спрашивали о том, путешествуют ли они сейчас в пределах нашей страны, какие места им запомнились больше всего и чем именно, а также куда они хотели бы еще съездить. Мы задавали вопросы предпринимателям о путешествиях в целом, однако подавляющее большинство рассказывали о поездках в контексте отдыха, свободного времени, поэтому в нашем материале мы будем говорить о поездках с точки зрения отдыха, хотя, конечно, предприниматели могут путешествовать и с другими целями, например по работе.
Большинство участников Лонгитюда (56%) во II квартале 2024 года сообщили, что и раньше путешествовали, и делают это сейчас, но скорее редко, четверть (25%) – что путешествовали и ранее, и делают это сейчас, причем скорее часто. Еще 13% ответили, что ездили по России ранее, но сейчас не путешествуют. Только 4% сказали, что никогда не путешествовали. То есть подавляющее большинство участников Лонгитюда хотя бы иногда путешествуют по России.
При этом респонденты, которые во II квартале 2024 года придерживались стратегии роста, чаще остальных отвечали, что сейчас путешествуют скорее часто (30% при среднем в 25%), а те, кто придерживался стратегии выживания, чаще, чем предприниматели в целом, на этот же вопрос отвечали, что раньше путешествовали, а теперь – нет (21% при среднем в 13%).
Также те, кому конкурировать на рынке во II квартале 2024 года стало труднее, чаще, чем респонденты в целом, говорили, что путешествовали ранее, но сейчас – нет (19% при среднем в 13%).
Это может быть связано с тем, что предприниматели, чей бизнес растет, имеют финансовые, временные и другие возможности отправиться в путешествие, а те, кто испытывает трудности, тратят все ресурсы на то, чтобы удержать свой бизнес на должном уровне, а потому реже могут позволить себе поездки. Снижение конкурентоспособности тоже говорит о трудностях в ведении бизнеса, что ведет к меньшим возможностям куда-то съездить.
Кроме того, вышесказанное также косвенно подтверждается следующими данными: среди тех, кто считает, что сегодня стоит идти в предприниматели, 30% ответили, что сейчас путешествуют скорее часто, а 7% – что раньше ездили, но сейчас не путешествуют. При этом среди тех, кто говорил, что не стоит идти в предприниматели, ответы распределились противоположным образом: 19 и 22% соответственно. Это, вероятно, связано с тем, что те, кто считает, что сегодня стоит идти в предприниматели, скорее всего, более успешны в бизнесе, чем те, кто считает, что не стоит.
Также интересно отметить, что те респонденты, которые и в 12-й, и 13-й волнах Лонгитюда Малого Бизнеса отвечали, что вступили в текущий квартал (II квартал 2024 года) скорее с уверенностью, оптимизмом, чаще среднего (30% при среднем в 25%) говорили, что ездили в поездки ранее и сейчас путешествуют скорее часто. Можно предположить, что оптимистично настроенные люди, которые позитивно смотрят на жизнь, в целом могут быть и более активными, испытывать желание узнавать новое, в том числе путешествовать.
Обращает на себя внимание и тот факт, что респонденты, которые занимаются бизнесом главным образом ради самореализации, чаще, чем респонденты в целом, говорили, что путешествовали раньше и сейчас путешествуют скорее часто (40% при среднем в 25%), и реже среднего отвечали, что раньше путешествовали, но теперь – нет (6% при среднем в 13%). Обратная ситуация у тех, кто занимается бизнесом главным образом чтобы прокормить себя и семью: 17% и 19% соответственно.
Возможно, для тех, кто ведет бизнес ради самореализации, вопрос заработка, стоит не так остро, как для тех, кто занимается им, чтобы прокормить себя и свою семью. Возможно также, что хотя бы для некоторых из них – это больше занятие для души, а не единственный или основной источник дохода. Также может быть, что занимающиеся любимым делом люди, как и оптимистично настроенные в целом, более открыты к новизне, поездкам, в целом ведут более активный образ жизни.
При ответе на вопрос о том, какая поездка в пределах России запомнилась больше всего, предприниматели называли очень много разнообразных и интересных мест, но больше всего им запомнились поездки в Санкт-Петербург (13%), Крым (11%), Сочи (8%), на Алтай (6%), в Карелию, Казань, Москву, на Байкал (по 5%).
Реже предприниматели называли Калининград, Владивосток, Краснодар, Псков, Великий Устюг, Золотое кольцо, Тульскую область, Башкирию, Дагестан, Сахалин и др.
Также участники Лонгитюда рассказали, чем именно им запомнилась та или иная поездка. Например, предприниматель, побывавший в Анапе, особенно отметил «озеро и пещеры Абрау-Дюрсо, горы», посетивший Алтай – «необыкновенную красоту, нетронутую природу», а Астраханская область запомнилась «природой и величием реки Волга». Предприниматель, съездивший в Санкт-Петербург, обратил внимание на «культурные достопримечательности, разводные мосты, архитектуру города», а «посещение автозавода» выделил респондент, который посетил Нижний Новгород.
Впрочем, говорили предприниматели не только о позитивных сторонах путешествий. Так, один из участников ответил: «Машина ломалась постоянно!!! Муж заболел ангиной».
Тем не менее негативное, очевидно, запоминалось реже, чем что-то, приносящее положительные эмоции. 41% респондентов сказал, что запомнились воздух, природа, красивые места, 24% – что достопримечательности, по 7% отметили других людей и атмосферу, впечатления, смену обстановки, 6% – отдых, возможность расслабиться и 5% – благоустройство, чистоту. Самыми редкими ответами были трудности в дороге и хорошая еда, напитки (по 1%), а также высокие цены и плохой сервис, плохие условия проживания (по 2%).
«Пляж, море, солнце, выключу телефон – и никто не дозвонится!»
«Архитектура, история каждого города уникальна».
«Природа потрясающая, люди, много знакомств, общения».
«Природа, местный колорит».
«Возможность отдохнуть и выспаться».
«Чистый симпатичный город».
Мы также спросили предпринимателей о том, в каких местах в России они хотели бы побывать. В десятку фаворитов вошли Байкал (31%), Камчатка (23%), Алтай (20%), Дальний Восток в целом (10%), Карелия (10%), Сахалин и Калининград (по 7%), Крым (6%), Владивосток и Дагестан (по 5%). Никуда не хотели бы поехать всего 3%.
При этом респонденты, которые раньше путешествовали в пределах нашей страны и сейчас ездят скорее часто, реже отвечали, что хотели бы поехать в Санкт-Петербург (6% при среднем в 12%). Скорее всего, среди них есть более искушенные путешественники, которым Санкт-Петербург – популярный туристический город – уже менее интересен.
В целом можно заключить, что участники Лонгитюда – очень активные люди, многие из которых путешествуют по нашей стране. Но, вероятно, то, как часто они могут себе это позволить, связано с состоянием их бизнеса.
_______________
Источник данных
Ежеквартальный опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). 12-я волна проходила с 15 апреля по 16 мая 2024 года, выборка – 723 респондента. 13-я волна проходила с 10 июля по 13 августа 2024 года, выборка – 690 респондентов.