МараФОМ по Лонгитюду Малого Бизнеса ФОМ: тезисы, доклады, записи выступлений

В рамках конференции обсуждались возможности использования данных долгосрочного исследования предпринимательства и создание Хаба данных

Трехдневный воркшоп «Проект СМБиз и возможности использования базы данных Лонгитюда для исследований в области предпринимательства» ФОМ и НИУ ВШЭ провели в начале лета. Мероприятие прошло в отработанном ФОМом в годы пандемии формате мараФОМа – гибридной конференции, на которой одни участники присутствуют в офисе ФОМа, а другие подключаются онлайн. Из-за обилия тем и докладов в этот раз мараФОМ был разбит на несколько частей.

Содержание  

День 1. О Проекте СМБиз и Лонгитюде Малого Бизнеса ФОМ  

«Проект СМБиз ФОМ – история, содержание, возможности интеграции эмпирической социологии и академических исследований» (Александр Ослон, президент ФОМа)

«PSED как первое лонгитюдное исследование в теории предпринимательства: методология, методика, некоторые результаты» (Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ)

«Методика сбора данных и аналитические возможности базы СМБиз (Алексей Чуриков, управляющий директор Департамента опросов населения ФОМа, Анастасия Егорова, ведущий специалист по долгосрочным исследованиям и коммуникациям ФОМа)

«О чем говорят «длинные» траектории и как Лонгитюд помогает заглянуть в будущее малого бизнеса» (Ефим Галицкий, начальник Лаборатории анализа данных ФОМа)

 

День 2. Какие академические статьи можно писать на материалах Лонгитюда Малого Бизнеса и где их публиковать?  

«Анализ жизнестойкости малого предпринимательства в условиях внешних шоков» (Анастасия Егорова, ведущий специалист по долгосрочным исследованиям и коммуникациям ФОМа)

«Факторы инновационного поведения малых предпринимателей в период внешних шоков» (Татьяна Цыбикжапова, студентка НИУ ВШЭ)

Особенности стратегий предпринимателей третьего возраста в условиях внешних шоков (Дина Малекова, выпускница НИУ ВШЭ)

«Возможности академических публикаций на материалах Лонгитюда: обзор российских и международных журналов категорий ВС по списку НИУ ВШЭ» (Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ)

 

День 3. Какие прикладные исследования возможны на базе Лонгитюда Малого Бизнеса?  

«Какие бизнесы успешнее адаптировались к новой реальности: итоги 2022 года» (Екатерина Пушкина, ведущий специалист Лаборатории анализа данных ФОМа)

«Как предприниматели адаптируются к новой реальности?» (Юлия Дормидонтова, ведущий специалист группы «Финансовое поведение» ФОМа, Анастасия Берсенева, старший специалист группы «Финансовое поведение» ФОМа)

Обсуждение порядка работы в проекте «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ» в 2024 году (Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ, Надежда Бутрюмова, доцент НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде)

День 1. О проекте СМБиз и Лонгитюде Малого Бизнеса ФОМ

Лонгитюд в социологии – редкость, научно корректные социологические исследования малого бизнеса – не меньшая редкость. Редкость, помноженная на редкость, – это уникальность. О том, как получилась эта уникальность, рассказывают инициаторы Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ и его архитекторы.   

Проект СМБиз ФОМ – история, содержание, возможности интеграции эмпирической социологии и академических исследований (Александр Ослон, президент ФОМа)     

О локализации проекта «Хаб» в структуре Проекта СМБиз и Лонгитюда Малого Бизнеса рассказал президент ФОМа Александр Ослон. Он реконструировал логику запуска исследований малого бизнеса в ФОМе в терминах опросной фабрики, базы респондентов, согласившихся на повторный контакт (Базы согласившихся), репрезентативной панели предпринимателей и панели Лонгитюда Малого Бизнеса, увязывая это в емкую формулу. Доклад помогает лучше понять природу получаемых в ходе Лонгитюда количественных данных и задает нужную модальность в их восприятии и интерпретации.  

Смотреть презентацию Александра Ослона

К содержанию

PSED как первое лонгитюдное исследование в теории предпринимательства: методология, методика, некоторые результаты (Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ)

О первом в мире опыте лонгитюдного исследования в области изучения малого бизнеса – исследовании PSED – рассказал ведущий российский эксперт по малому бизнесу, профессор, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. Помимо содержательных аспектов этого прецедентного исследования, докладчик осветил методические особенности лонгитюдов. По его словам, исследователи, участвующие в лонгитюдах, должны уметь ждать и терпеть, терпеть и ждать – как при рыбной ловле. Доклад Александра Чепуренко обязателен к изучению как для тех, кто замышляет новый лонгитюд в области предпринимательства, так и для тех, кто собирается работать с данными Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ.  

Смотреть презентацию Александра Чепуренко

К содержанию

Методика сбора данных и аналитические возможности базы СМБиз (Алексей Чуриков, управляющий директор Департамента опросов населения ФОМа, Анастасия Егорова, ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям ФОМа)  

Управляющий директор Департамента опросов населения ФОМа, один из главных российских специалистов по теории выборки Алексей Чуриков рассказал участникам мараФОМа о том, как из всего объема респондентов репрезентативных опросов ФОМа (телефонных и face-to-face) формируется База согласившихся, а из последней – Панель Малого Бизнеса, которая в свою очередь выступает основой для формирования панели Лонгитюда.  

А ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям, координатор Проекта СМБиз Анастасия Егорова рассказала участникам мараФОМа о специфике Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, представила динамику достижения постоянных участников Лонгитюда (по итогам восьми волн ни разу не пропустил участие в исследовании 401 респондент), а также отметила, что в среднем за волну получается опросить 88% владельцев бизнеса по основной базе респондентов. Анастасия Егорова также уделила внимание структуре анкеты Лонгитюда, в которую входят мониторинговые тематические вопросы, изменяющиеся в разные волны исследования, и вопросы из паспорта панели.  

Смотреть презентацию Алексея Чурикова и Анастасии Егоровой

К содержанию

«О чем говорят «длинные» траектории и как Лонгитюд помогает заглянуть в будущее малого бизнеса» (Ефим Галицкий, начальник Лаборатории анализа данных ФОМа)

Руководитель Лаборатории анализа данных ФОМа Ефим Галицкий остановился на специфике анализа динамических рядов, получаемых в лонгитюдных исследованиях, в сравнении с анализом кросс-секционных исследований (в последних объектом изучения выступают так называемые одноразовые респонденты). Доклад будет полезен исследователям, рефлексирующим по поводу проблемы смещений в данных лонгитюдов. Ефим Галицкий назвал два принципиальных источника систематических смещений. Первый – осыпание панели Лонгитюда и ее ремонт, в результате которого возникают смещения, «например, в сторону добрых и хороших людей». Второй – проблема особого (доброго) отношения лонг-интервьюера к лонг-респонденту. Кроме того, в докладе были представлены математические модели, позволяющие предсказывать будущие траектории предпринимателей – участников Лонгитюда и их бизнесов.  

Смотреть презентацию Ефима Галицкого

К содержанию

День 2. Какие академические статьи можно писать на материалах Лонгитюда Малого Бизнеса и где их публиковать?

Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ, запущенный летом 2021 года, – ежеквартальный мониторинг состояния предпринимателей. К моменту проведения мараФОМа в распоряжении исследователей имелись массивы семи волн исследования. О том, как можно распоряжаться этими данными в академическом исследовании, а также о том, в каких российских и зарубежных научных журналах следует публиковать результаты исследований на данных Лонгитюда Малого Бизнеса, шла речь во второй день мараФОМа.  

Анализ жизнестойкости малого предпринимательства в условиях внешних шоков (Анастасия Егорова, ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям ФОМа)    

В своем выступлении Анастасия Егорова отметила, что внешние шоки представляют собой особую проблему для теории предпринимательства из-за отсутствия объяснений различных реакций владельцев бизнеса на внезапные события. Поэтому в особом исследовании нуждается жизнестойкость российских предпринимателей в текущих условиях. На основе анализа данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ были сделаны следующие выводы: в периоды внешних шоков (пандемии и СВО) жизнестойкость предпринимателей не связана с возрастом их бизнеса, предприниматели, чей бизнес был рассредоточен по разным регионам, оказались более жизнестойкими по отношению к пандемии, чем предприниматели, чей бизнес являлся локальным, действующим в одном регионе. Однако во время второго шока последний фактор стал незначимым. Также имеет значение мотивация предпринимателей. В условиях пандемии с большей вероятностью проявляли жизнестойкую реакцию предприниматели, стремящиеся к совершенствованию и самореализации, а в период специальной военной операции –предприниматели, стремившиеся максимизировать свой доход. Вынужденные же предприниматели, движимые стремлением прокормить себя и свою семью, чаще оказывались менее жизнестойкими, чем обе группы добровольных предпринимателей в условиях обоих шоков.  

Смотреть презентацию Анастасии Егоровой

К содержанию

Факторы инновационного поведения малых предпринимателей в период внешних шоков (Татьяна Цыбикжапова, студентка НИУ ВШЭ)  

Студентка магистратуры департамента социологии НИУ ВШЭ Татьяна Цыбикжапова представила свою курсовую работу, в которой она проследила, как инновационная активность предпринимателей влияет на доходность малого бизнеса. На основе анализа данных Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ был выявлен всплеск инновационной активности у представителей малого бизнеса в седьмой волне исследования (в начале 2023 года). Кроме того, оказалось, что наиболее значимыми факторами инновационного поведения являются мотивация предпринимательской деятельности, уровень образования и выбранная бизнес-стратегия. Также предприниматели, которые считают, что общие условия для ведения бизнеса улучшаются, применяют инновационные решения чаще, чем предприниматели, которые оценивают общие условия как ухудшающиеся. Представители малого бизнеса, которые определяют общие условия для ведения бизнеса как стабильные, применяют инновационные решения реже, чем бизнесмены, которые рассматривают общие условия как негативные.   

Смотреть презентацию Татьяны Цыбикжаповой

К содержанию

Особенности стратегий предпринимателей третьего возраста в условиях внешних шоков (Дина Малекова, выпускница НИУ ВШЭ)  

Выпускница направления «Социология» НИУ ВШЭ Дина Малекова представила результаты своей дипломной работы, в которой была выявлена специфика занятия предпринимательством в возрасте 50 лет и старше на фоне экономического кризиса, вызванного экзогенными шоками. Используя данные Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, Дине Малековой удалось выяснить, что для предпринимателей в так называемом третьем возрасте реже характерна добровольная мотивация, связанная со стремлением к максимизации дохода, и чаще – вынужденная мотивация или добровольное предпринимательство с целью самореализации. Кроме того, для таких предпринимателей в условиях внешних шоков чаще характерна стратегия сохранения бизнеса даже в случае устойчивого ухудшения его показателей. Такая связь объясняется либо тем, что среди них преобладают вынужденные предприниматели, либо тем, что материальная отдача от бизнеса отходит для них на второй план. Также использование различных цифровых средств и открытие новых направлений деятельности редко присуще предпринимателям третьего возраста, что может объясняться их приверженностью стратегии сохранения, а не развития бизнеса, а также возрастным консерватизмом и более низким уровнем цифровых компетенций.   

Смотреть презентацию Дины Малековой

К содержанию

Возможности академических публикаций на материалах Лонгитюда: обзор российских и международных журналов категорий В – С по списку НИУ ВШЭ (Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ)

Александр Чепуренко представил обзор ведущих мировых и отечественных журналов, принимающих статьи с данными Лонгитюда. Он рассказал о журналах классов А, B, C и о том, как вести переписку с их редакторами. Доклад будет интересен тем, кто нуждается в практических советах, как выбрать первоклассные мировые издания и адаптировать свои статьи под их требования.  

Смотреть презентацию Александра Чепуренко

К содержанию

День 3. Какие прикладные исследования возможны на базе Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ?

О том, какие прикладные исследования можно делать, используя данные Лонгитюда, а также о подготовке научных публикаций в рейтинговых журналах шла речь в заключительной части мараФОМа.  

Какие бизнесы успешнее адаптировались к новой реальности: итоги 2022 года (Екатерина Пушкина, ведущий специалист Лаборатории анализа данных ФОМа)  

Ведущий специалист Лаборатории анализа данных ФОМа Екатерина Пушкина рассказала о том, что для оценки положения дел на предприятии на основе ответов предпринимателей на вопрос о бизнес-стратегиях был создан индикатор состояния бизнеса (ИСБ), который может принимать значения от минус 100 до 100 баллов. Среднее значение ИСБ в 2022 году оказалось отрицательным: минус 18,4 балла, то есть состояние бизнеса участников исследования было не самым лучшим. Регрессионный анализ позволил выделить характеристики предприятий, значимо связанные с их состоянием в 2022 году. Более высокие значения ИСБ при прочих равных условиях наблюдались в случае ориентации предприятия на физических лиц с доходами выше среднего, использования труда наемных работников, появления новых видов деятельности и независимости от поставок из стран, которые ввели санкции. Напротив, негативно на положении дел в бизнесе сказывались ориентация на физических лиц с доходами ниже среднего и привлечение предприятием заемных средств.  

Смотреть презентацию Екатерины Пушкиной

К содержанию

Как предприниматели адаптируются к новой реальности? (Юлия Дормидонтова, ведущий специалист группы «Финансовое поведение» ФОМа, Анастасия Берсенева, старший специалист группы «Финансовое поведение» ФОМа) 

В своем докладе ведущий специалист группы «Финансовое поведение» ФОМа Юлия Дормидонтова отметила, что, согласно результатам третьей волны Лонгитюда, большинство (75%) участников ощутили на себе влияние санкций. Среди ключевых последствий предприниматели называли уменьшение количества заказов (43%), проблемы с поставками (38%) и рост издержек бизнеса (36%). Вследствие этих и иных трудностей лишь 36% участников Лонгитюда во II квартале 2022 года заявили, что могли вести бизнес так же, как раньше. Остальным пришлось адаптироваться: менять цены (46%), искать новых клиентов (33%) и поставщиков (28%).  

Частичная мобилизация отразилась на 44% участников Лонгитюда. Отвечая на вопрос о том, что сильнее отразилось на их бизнесе – санкции или частичная мобилизация, предприниматели чаще говорили, что санкции повлияли на их бизнес сильнее, чем частичная мобилизация. Это, по мнению старшего специалиста группы «Финансовое поведение» ФОМа Анастасии Берсеневой, было ожидаемо, так как из-за санкций бизнесмены столкнулись с потерей спроса, проблемами с поставками и необходимостью поиска новых партнеров. Вероятно, отладить все эти процессы оказалось сложнее, чем найти новых сотрудников на место мобилизованных или уехавших из страны.    

Смотреть презентацию Юлии Дормидонтовой и Анастасии Берсеневой

К содержанию

Обсуждение порядка работы в проекте «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ» в 2024 году (Надежда Бутрюмова, доцент НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ)   

В завершение мараФОМа Александр Чепуренко отметил, что НИУ ВШЭ может помочь ФОМу в достраивании академической инфраструктуры проекта посредством публикации научных статей, основанных на данных Лонгитюда, в рейтинговых журналах. Вместе с доцентом НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Надеждой Бутрюмовой Александр Чепуренко обозначил порядок работ по подготовке публикаций. 

Смотреть презентацию Александра Чепуренко

К содержанию

© 2024 ФОМ