Малый бизнес в топ-100 СМИ. Дайджест № 63

Популярные публикации, облако часто употребляемых слов и статистика источников за 16–29 октября 2024 года

Три важных инфоповода для малого бизнеса из топ-100 СМИ

  • Предприниматели на МСП.РФ смогут подать заявку на факторинг. На государственной платформе МСП.РФ запущен новый сервис «Факторинг для бизнеса» – для поставщиков, производителей и покупателей из малого и среднего бизнеса, работающих на условиях отсрочки платежей. Предприниматели смогут подать единую онлайн-заявку, которая будет направлена в несколько факторинговых компаний. В настоящий момент на платформе представлены предложения от таких факторинговых компаний, как Русская факторинговая компания, «Смартфакт», «Прайм факторинг», Металлинвестбанк, Первоуральскбанк, «ФАКТОРинг ПРО». Факторы могут оплатить до 100% по счету платежа сразу после поставки, с отсрочкой платежа для покупателя до 365 дней. Сумма финансирования по факторингу – до 1 млрд рублей, а комиссия за выдачу – от 20%. Цифровая платформа МСП.РФ создана корпорацией «МСП» совместно с Минэкономразвития для поддержки предпринимателей. Развитие платформы осуществляется в соответствии с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство». 
  • Предприятия отказываются от развития на фоне высоких ставок по кредитам. В августе текущего года банки сократили выдачи кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) до 1,31 трлн рублей, минимального значения с начала года. Выдачи уменьшались и в следующие месяцы. Компании сокращают финансирование бизнеса на фоне высоких ставок, а также сложностей с трансграничными расчетами. В таких условиях предприятия МСБ обращают внимание на другие варианты финансирования, в частности через лизинг и факторинг. 
  • Экономист объяснил, чем опасно повышение МРОТа для малого и среднего бизнеса. Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о повышении МРОТа с 1 января 2025 года. Начиная со следующего года минимальная зарплата россиян вырастет на 17% и составит 22 440 рублей. О том, как повышение МРОТа скажется на нашей жизни, рассказал экономист, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Повышение МРОТа – это приятный рост зарплаты только для рабочих. При этом, по мнению Георгия Остапковича, для предприятий и бизнеса обязательное увеличение доходов сотрудников грозит проблемами. «Есть одна проблема – это проблема общемировая во время повышения МРОТа. Когда вы повышаете МРОТ, у вас увеличивается фонд оплаты труда, особенно на частных предприятиях. А производительность и производство товаров не увеличиваются. Поэтому они будут терять свою рентабельность, – объяснил экономист. – Как правило, тогда идет сокращение занятости. То есть, чтобы вписаться в этот фонд, они должны условно сократить двух-трех человек». Эти проблемы в первую очередь коснутся малого бизнеса – на крупных предприятиях почти нет сотрудников с минимальной оплатой труда, и они не ощутят убытков от повышения МРОТа сотрудникам. А вот небольшим компаниям придется либо идти на сокращения, либо повышать цену на свои товары, чтобы оставаться на плаву. 

Важные мероприятия для малого и среднего бизнеса, получившие наибольшее освещение в топ-100 СМИ за рассматриваемый период  

  • ВТБ наградил победителей проекта «Бизнес Баттл». Конкурс стартапов «Бизнес Баттл» прошел в Калининградской области шестой год подряд. Проект реализует медиагруппа «Западная пресса», генеральным спонсором выступает ВТБ, генеральными партнерами – правительство Калининградской области и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Представить на конкурс свой проект на любом этапе реализации – от идеи до уже действующего бизнеса – могли все желающие старше 18 лет. Наставники отобрали в свои команды по несколько проектов, которые затем прошли несколько этапов акселерации и боролись за выход в финал. Главный приз – 2 млн рублей – от ВТБ на развитие бизнеса получили Алексей и Екатерина Неринг с проектом «Я у мамы инженер и у папы тоже». Второе место занял Константин Аверин с проектом «Система динамического пакетирования туров», получив возможность бесплатно пройти обучение по программе МВА в ИБДА РАНХиГС стоимостью 1 600 000 рублей. За третье место ВТБ вручил 600 тысяч рублей Светлане Нигматуллиной за проект «Терновое поле». В этом году «Бизнес Баттл» был нацелен на проекты-маяки в рамках пяти направлений развития Калининградской области: новая экономика, ориентированная на знания и технологии, агропромышленный комплекс, туризм, здравоохранение и экология.  
  • На «Предпринимательском классе 3.0» обсудили технологии для развития МСП. В Москве 21 сентября прошла конференция «Предпринимательский класс 3.0», организованная РБК и «МегаФон ПроБизнес». Это уже седьмое мероприятие, в этот раз конференции прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, совокупно собрав более 2,5 тыс. участников. Задача проекта – дать предпринимателям по всей стране практические знания и возможность перенять опыт у успешных бизнесменов и экспертов. Уникальный формат объединил в себе TED Talks, практические занятия, бизнес-игры, открытые дискуссии и нетворкинг. 
  • Промежуточные итоги конкурса грантов для социальных предпринимателей подведут во время экологического вечера «Зеленый бал». В конце лета 2024 года фонд «Зеленая миссия» в партнерстве с Greenway Global, при поддержке Росзаповедцентра Минприроды России и совместно с федеральными и региональными заповедными территориями запустил конкурс малых грантов, которые выделяются для реализации проектов в области устойчивого развития. 23 ноября 2024 года в гостинице «Метрополь» состоится благотворительный экологический вечер «Зеленый бал», во время которого организаторы огласят проекты, прошедшие на следующий этап. Особенностью конкурса малых грантов является бизнес-акселератор. С 20 января 2025 года в рамках конкурса пройдет девятинедельная интенсивная программа под руководством экспертов. Участники пройдут онлайн-обучение, которое охватит ключевые аспекты бизнеса: работу с целевой аудиторией, разработку бизнес-моделей, способы продвижения, финансы и многое другое. Программа акселерации включает в себя практические задания, мастермайнды и работу с менторами. 

Наиболее заметное в топ-100 СМИ исследование малого бизнеса

  • «Авито»: более 74% субъектов МСБ выбирают отечественное оборудование. Согласно проведенному платформой «Авито» исследованию, большинство опрошенных представителей малого и среднего бизнеса покупают оборудование российского производства. Одним из основных критериев при выборе оборудования стала надежность, данный параметр назвала половина опрошенных. Результаты исследования показывают, что наибольший спрос наблюдается в таких категориях оборудования, как промышленное (24%), торговое (21%), пищевое (15%), для салона красоты (9%), логистика и склад (9%). При покупке представители МСБ отдают предпочтение оборудованию не только российского (74%), но и китайского (58%) производства. При этом 75% покупателей довольны отечественным оборудованием и выбирают его за хорошие цены (35%), доступность (13%) и качество (13%). Что касается оборудования китайского производства, то им довольны 79% покупателей, а помимо цены (54%) и качества (16%) его выбирают из-за отсутствия аналогов (14%). 

И напоследок – статистика

Количество сообщений с упоминанием малого бизнеса, вышедших в топ-100 СМИ за рассматриваемый период, – 444.

Динамика количества сообщений с упоминанием малого бизнеса в топ-100 СМИ

Период: с первого по настоящий выпуск Дайджеста

Регионы – лидеры по количеству статей с упоминанием малого бизнеса: Москва (369 статей), Санкт-Петербург (24) и Московская область (11). 

Больше всего соответствующих публикаций выпустили ТАСС (36 релевантных статей), «Российская газета» (28), РИА Новости (26), «Ведомости» (24), Lenta.ru (20), РБК (20), «Комсомольская правда» (14), «Аргументы и факты» (13), «Известия» (13), «Смотрим» (13).  

______

Топ-100 СМИ составлен системой мониторинга «Медиалогия».

Мамаева Юлия, ученица ФОМ-Мастерской
© 2024 ФОМ