Обзор актуальных результатов и новостей всероссийского Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ
Самые интересные изменения за рассматриваемый период:
Согласно результатам четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, 73% предпринимателей к началу мая испытали негативное влияние санкций и контрсанкций: ухудшились условия ведения бизнеса, поэтому большинству предпринимателей, чтобы адаптироваться к новым реалиям, пришлось вносить изменения в привычный порядок работы своих предприятий, отказываться от некоторых видов деятельности и даже поднимать вопрос о закрытии бизнеса. Неопределенность и нарастание санкционного давления вынуждают предпринимателей смотреть в будущее с тревогой.
Так, во II квартале 2022 года предприниматели сообщили, что в I квартале у них:
Среди представителей малого бизнеса во II квартале 2022 года 62% сказали, что в I квартале деятельность их предприятий в той или иной степени зависела от поставок материалов, сырья, товаров или технологий из стран, которые ввели санкции против России.
При этом экономические проблемы тех, кто может частично (29%) или полностью (13%) перейти на доступные аналоги российских и новых зарубежных производителей, менее серьезны, чем у предпринимателей, которые аналогов найти не могут (20%). Среди последних больше владельцев предприятий, работающих в пострадавших от санкций сферах: логистике, автомобильной торговле, IT, а также бизнесов, которые активно продвигались в интернете, индивидуальных предпринимателей и работающих в крупных городах.
Кроме того, по данным четвертой волны лонгитюдного исследования, каждый четвертый предприниматель допускал, что в ближайшее время ему придется закрыть бизнес. Перспективы более тревожны среди тех, кто не видит возможности перейти на аналоги: 38% из них дают такую оценку. Не зависящие от зарубежных поставок представители малого бизнеса говорили об этом почти в два раза реже – 21%.
По окончании каждого квартала в Лонгитюде Малого Бизнеса предприниматели отвечали на вопрос о том, какой из трех бизнес-стратегий – выживание, сохранение, рост – они придерживались. После второго, третьего и четвертого опросов мы получили четыре категории:
За весь период наблюдения доля «опустившихся» выросла на 11 п. п. (с 31 до 42%), а доля «закрывшихся» – на 3 п. п. (с 2 до 5%). При этом доля «поднявшихся» на 10 п. п. упала (с 28 до 18%). Единственная группа, размер которой колеблется совсем немного, – это «стабильные».
Государственные органы с первых дней введения санкций в отношении России осознали необходимость внедрения актуальных мер поддержки бизнеса. Однако разработка и реализация помощи сопряжены с различными трудностями. В частности, далеко не всегда эта помощь доходит до тех представителей малого бизнеса, которые больше всего в ней нуждаются.
По данным четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса, о мерах и решениях, которые государство принимает для поддержки российской экономики в целом и малого бизнеса в частности, слышали 60% предпринимателей. При этом среди тех, кто слышал о мерах поддержки, вдвое больше (36% от всех опрошенных) оценивающих их как бесполезные для собственного бизнеса, чем считающих эти меры полезными (18%).