Итоги 2023 года для предпринимателей

Как участники Лонгитюда оценивают прошедший год и чего ждут от 2024 года

Предприниматели оценили 2023 год как более благоприятный, чем 2022 год, и стали чаще говорить о том, что в нынешнем году условия для бизнеса будут как минимум не хуже, чем в предыдущем.

В начале каждого года, в I квартале, ФОМ задает участникам Лонгитюда Малого Бизнеса – ежеквартального опроса одних и тех же предпринимателей – вопросы о том, каким для их бизнеса был прошедший год по сравнению с позапрошлым, и об ожиданиях от года наступившего.

В течение 2023 года показатели, заметно ухудшившиеся в 2022 году, в целом восстановились. В начале этого года о том, что 2023 год стал для их бизнеса более успешным, чем 2022 год, сказали 38% (+7 п. п. к I кварталу 2023 года), а менее успешным его признают 28% (–9 п. п.), что практически соответствует оценкам 2021 года – тогда баланс оценок составлял 40% к 30%.

Между тем доля предпринимателей, полагающих, что прошедший год был таким же, как и его «предшественник», немного растет уже второй год: про 2021 год так высказались 26%, про 2022 год – 29%, а про 2023 год – 31%. По всей видимости, так отвечают предприниматели, бизнес которых в целом адаптировался к турбулентным условиям и обрел некоторую устойчивость, хоть и без претензий на рост в ближайшем будущем: в частности, о том, что прошлый год был таким же, как и позапрошлый, чаще говорят те, чьей бизнес-стратегией на конец 2023 года явилось сохранение (40%).

______

* Задавался вопрос: «Какое из этих трех слов лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию в четвертом квартале: выживание, сохранение или рост?»

А вот прогнозы участников Лонгитюда относительно будущего года, в отличие от оценок прошлого, на удивление устойчивы. В начале 2023 года распределение мнений о будущем не продемонстрировало за год практически никакой динамики несмотря на ухудшение оценок итогов предыдущего года, и в этом году серьезных сдвигов вновь не наблюдается. Но все же можно обратить внимание на следующее: предприниматели стали чуть реже ожидать ухудшений (27%, –3 п. п. к началу 2023 года) и чаще полагать, что условия для бизнеса в этом году будут такими же, что и в прошлом году (39%, +4 п. п.).

Здесь обратим внимание на существенные различия в прогнозах на этот год в зависимости от бизнес-стратегий предпринимателей. Группа тех, чьей стратегией на конец 2023 года было выживание (от всей выборки таковых 25%), в своих прогнозах относительно 2024 года крайне пессимистична: ожидают улучшения условий ведения бизнеса всего 9%, а ждущих ухудшений – 50%, что в два раза больше, чем тех, кто считает, что ничего не изменится (26%). Кроме того, выживающие в большинстве своем (57%) оценивали 2023 год как менее успешный, чем 2022-й.

Те же, чьей стратегией было сохранение (57% от всех предпринимателей), в основном ожидают от 2024 года стабильного положения дел: 43% в этой группе полагают, что условия для их бизнеса будут такими же, как и в 2023-м. Наконец, те, чья стратегия – рост (17% среди всех), полагают, что условия будут либо более благоприятными (42%), либо такими же (44%). Ухудшений «растущие» практически не ждут (6%).

Предпринимателям был также задан открытый вопрос, чем обоснованы их ожидания относительно этого года. Те, кто ждет улучшения условий для своего бизнеса (напомним: таковых 20%), чаще всего основываются на уже происходящих позитивных изменениях – расширении бизнеса, появлении новых направлений, контрактов, улучшении оборудования (5% среди всех опрошенных), однако столько же связывают свои прогнозы просто с надеждой на лучшее. Те же, кто полагает, что ситуация для бизнеса станет менее благоприятной (27% по выборке), чаще всего опасаются усложнения условий ведения бизнеса, принятия неблагоприятных для бизнеса законов (6% среди всех опрошенных).

______

** Вопрос задавался тем, кто считает, что в 2024 году условия для бизнеса будут более благоприятными, чем в предыдущем году, – отвечали 20% респондентов.

______

*** Вопрос задавался тем, кто считает, что в 2024 году условия для бизнеса будут менее благоприятными, чем в предыдущем году, – отвечали 27% респондентов. 

Наконец, в этой волне ФОМ впервые спросил у участников Лонгитюда, подводят ли они итоги уходящего года и строят ли планы на следующий год (в контексте жизни в целом, а не только бизнеса). 14% только подводят итоги, без планов на следующий год, 8%, напротив, строят только планы, а 62% делают и то и другое. Примечательно, что те, для кого 2023 год был менее успешным или таким же в сравнении с 2022-м, чаще склонны только подводить итоги, не пытаясь заглянуть в будущее, чем те, для кого 2023 год оказался более успешным. Последние же чаще склонны и подводить итоги, и строить планы на следующий год.

ФОМ также задал предпринимателям вопрос, сказываются ли, по их мнению, практики подведения итогов уходящего года и построения планов на следующий год на том, как идут дела в бизнесе. В группе тех, кто только подводит итоги, о пользе этой привычки для своего бизнеса заявили 44%, тогда как об отсутствии влияния – каждый второй (50%), а вот среди тех, кто только строит планы без подведения итогов года распределение иное – 67% к 28%. Среди тех, кто следует обеим практикам, соотношение ответов составило 81% к 14%.

______

**** Вопрос задавался тем, кто сообщил, что подводит итоги уходящего года, строит планы на следующий год, – отвечали 85% респондентов.

____________________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка 11-й волны – 733 респондента. Сроки проведения 11-й волны: 16 января – 14 февраля 2024 года. Выборка седьмой волны – 759 респондентов. Сроки проведения седьмой волны: 17 января – 18 февраля 2023 года. Выборка третьей волны – 711 респондентов. Сроки проведения третьей волны: 19 января – 18 февраля 2022 года.

Анастасия Аганова
© 2024 ФОМ