Справка о формировании групп «улучшившие позиции», «стабильные» и «ухудшившие позиции»
Для анализа состояния предприятий участников Лонгитюда Малого Бизнеса была разработана типология по бизнес-стратегиям. По окончании каждого квартала предприниматели отвечают на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживание, сохранение или рост – они в этом квартале придерживались. Сравнивая ответы одних и тех же респондентов в двух последовательных опросах, мы можем судить, из какой группы в какую они перешли.
На графике представлено, как ответившие на вопрос о том, какой была их бизнес-стратегия в I квартале 2022 года, ответили на аналогичный вопрос о II квартале 2022 года. К примеру, мы видим, что 34,7% от числа всех бизнесов в I квартале 2022 года придерживались стратегии выживания. Во II квартале 2022 года продолжили придерживаться этой стратегии 19,8% от числа всех бизнесов, 11,7% стали придерживаться стратегии сохранения, 1,9% – стратегии роста, 1,0% закрыли бизнес, 0,3% затруднились ответить. По аналогии могут быть интерпретированы и все остальные переходы предпринимателей от стратегии к стратегии.
Таким образом, если сопоставить стратегии предпринимателя в двух кварталах подряд, можно сделать вывод о том, улучшилась позиция, ухудшилась или осталась неизменной. Исходя из этого принципа, мы каждый раз (начиная со второй волны исследования) выделяем следующие группы бизнесов:
Кроме того, по результатам каждого опроса формировались еще две группы: