Интервью с Евгенией Кузнецовой, генеральным директором компании You Social – консалтинг-интегратора в области ESG, – о зонах роста и развитии внутренних коммуникаций
You Social – консалтинговое агентство, основанное Кристиной Багровой и Евгенией Кузнецовой в 2016 году. Команда агентства создает и реализует программы в области ESG*, устойчивого развития, развития регионов присутствия, а также корпоративной социальной ответственности и вовлеченности персонала. You Social интегрирует практики устойчивого развития в бизнес-процессы для трансформации компаний в сторону потребностей общества, требований инвесторов и ожиданий сотрудников. Среди клиентов агентства – ГК «Росатом», НЛМК, УК «Металлоинвест», УК «Полюс», «Леруа Мерлен», BAT Russia, Yum KFC Russia, МТС и другие.
ESG (англ. Environmental, Social, Corporate Governance) – экологическое, социальное и корпоративное управление. В широком смысле понятие предполагает устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и высокого качества корпоративного управления.
Евгения Кузнецова – сооснователь и генеральный директор агентства практик устойчивого развития You Social.
Кристина Багрова – основатель и директор по стратегии агентства практик устойчивого развития You Social.
Многие клиенты агентства практик устойчивого развития – представители крупного бизнеса. До пандемии большинство услуг по развитию корпоративной и социальной ответственности состояли из «присутственных» форматов, и на весну 2020 года уже были запланированы выездные стратегические сессии. Однако с началом пандемии и агентству, и его компаниям-клиентам пришлось существенно перестраиваться. Поэтому первые месяцы для команды You Social были особенно сложными.
Еще один важный фактор, который отразился на деятельности агентства в начале пандемии – перенаправление социальных бюджетов корпораций с консалтинга на помощь пострадавшим от ковида.
«Многие наши клиенты направили свои социальные и экологические бюджеты на помощь либо медицинским учреждениям, либо своим сотрудникам и их семьям. То есть бюджеты, которые изначально планировались на поддержку социальных проектов, были переквалифицированы».
Евгения Кузнецова отмечает, что специалисты из ее агентства чаще всего взаимодействуют с менеджерами CSR, HR и GR-направлений компаний-клиентов. В некоторых компаниях происходили активные внутренние изменения, поэтому поначалу было непонятно, в каком формате продолжится сотрудничество агентства с корпоративными клиентами. Все это вызывало неопределенность и влияло на деятельность You Social. Ситуация в корпорациях начала выравниваться к августу 2020 года.
CSR (англ. Social Corporate Responsibility) – корпоративная социальная ответственность. В крупных корпорациях, как правило, этим направлением занимается команда сотрудников во главе с CSR-менеджером.
HR (англ. Human Resourses) – человеческие ресурсы. HR-менеджер руководит деятельностью по управлению персоналом.
GR (англ. Government Relations) – взаимодействие с государственной властью. GR-менеджер руководит деятельностью компании по взаимодействию с органами власти.
Первая реакция команды You Social на начало пандемии – перевод в онлайн максимум событий, чтобы тем самым сохранить взаимодействие с клиентами даже в условиях режима самоизоляции. Например, в онлайн перевели направление корпоративных волонтерских программ. Смена формата пошла только на пользу – сотрудники компаний-клиентов, участвующие в таких программах, стали общаться чаще.
«Раньше волонтеры из разных городов присутствия компании встречались раз в год – либо на слете, либо на финальном событии. В прошлом году благодаря онлайн-формату они встречались практически каждый месяц, обменивались идеями, дружили, поддерживали друг друга и наращивали свои социальные связи, что было огромным плюсом».
Сложившаяся ситуация заставила команду You Social обратить внимание на потенциальные зоны роста. Некоторые направления консалтинга в области устойчивого развития не требуют участия всех сотрудников компаний-клиентов. Эта работа, как правило, связана с определением стратегии и принципов деятельности организации, разработкой новых регламентов. Во время пандемии агентство стало чаще отказывать подобные услуги.
«На сегодняшний день наш портфель проектов дополнен продуктами в сфере корпоративного управления и экологических практик. Именно эти направления были усилены во время пандемии. С компаниями, которые чувствовали себя уверенно на рынке и были готовы анализировать внутренние бизнес-процессы, мы совместно работали над стратегиями и регуляторной базой, проводили реинжиниринг бизнес-процессов, внедряли принципы циркулярной экономики».
Неотъемлемой частью внутрикорпоративных программ стало направление работы с персоналом, связанное с профилактикой коронавируса. Данную деятельность можно выделить в направление well-being. Важной составляющей профилактики для сотрудников компаний стала необходимость носить медицинские маски, ежедневно измерять температуру и т. д. В первые месяцы пандемии это было непривычно, поэтому работодателям было важно правильно выстраивать коммуникацию с сотрудниками на тему профилактических мер. Более того, в некоторых компаниях руководителям пришлось работать с паникой и страхом сотрудников, особенно в первые месяцы пандемии. Агентство проводило исследования внутри компаний и помогало им грамотно выстраивать внутренние коммуникации.
Well-being программы предполагают комплексный подход к заботе о ментальном и физическом здоровье персонала, направленный на поддержание вовлеченности и продуктивности сотрудников. Внедрение таких программ способствует повышению конкурентоспособности компании на рынке труда, а в долгосрочной перспективе – устойчивости и развитию всего бизнеса, поскольку сотрудники являются наиболее ценным ресурсом организации.
«В одной из компаний-клиентов сотрудники пугались требований носить маски – не понимали, зачем это нужно. Используя партисипативный подход, мы вместе с сотрудниками компании провели внутреннее исследование и выделили несколько целевых аудиторий. Для каждой из целевых групп мы придумали свою коммуникационную кампанию, чтобы сотрудники быстрее интегрировались, не пугались и не паниковали».
Также команда You Social провела исследование среди компаний-клиентов об их дальнейших планах относительно устойчивого развития. Это помогло сориентироваться и предложить клиентам новые форматы работы, а также понять общие тенденции и тренды, которые были описаны в докладе и опубликованы для широкого круга читателей.
За время пандемии агентство You Social расширило линейку услуг, определив два ключевых направления работы. Первое – «Консалтинг и стратегия» – включает в себя написание нефинансовых отчетов, создание стратегий по устойчивому развитию брендов, проведение аудитов в области ESG, внедрение принципов циркулярной экономики и оценку эффективности социальных и экологических инвестиций. Второе – «Социальные и образовательные практики» – связано с вовлечением сотрудников компаний и местных жителей в повестку устойчивого развития: в формирование внутрикорпоративных сообществ, в социокультурные программы и события, в программы well-being, системные социальные программы.
Евгения Кузнецова считает, что пандемия повлияла на ее компанию положительно: за последний год выросли и финансовые показатели, и внутренняя экспертиза команды. Во-первых, это произошло благодаря тому, что компании-клиенты, освоившись в новой реальности, стали внедрять изменения в свою деятельность намного быстрее, чем раньше. Ускорение бизнес-процессов и уменьшение количества согласований позволило команде You Social наладить эффективную работу с клиентами. Во-вторых, проекты перешли на качественно иной уровень: значимость социальной, экологической и управленческой эффективности бизнеса выросла, компании стали подходить к этому более профессионально.
«Пандемия явно повлияла на рост важности социальной и экологической повестки. В настоящее время это не только желание бизнеса, но и требования со стороны инвесторов, четкие ожидания со стороны сотрудников и активный интерес со стороны потребителей. И, чтобы соответствовать стандартам, требованиям и ожиданиям, компаниям важно использовать доступные инструменты и тестировать новые, чтобы получать положительный эффект от своего вклада в достижение целей устойчивого развития».
Евгения Кузнецова вспоминает, что в начале пандемии многие крупные компании начали перенаправлять свои благотворительные бюджеты на поддержку медицины и помощь людям, болеющим ковидом. Общество мобилизовалось для решения одной из самых острых проблем, и такая быстрая реакция и сплоченность не могли не радовать. Однако многие другие проблемы остались в стороне. Поэтому команда You Social совместно с благотворительным фондом «Плюс помощь детям» провела мероприятие в поддержку тяжелобольных детей – спортивный челлендж #неостанавливайся. Пожертвование сделали 85 человек, 40 из них поучаствовали в онлайн-тренировке. Собранные средства были направлены на реабилитацию детей с церебральным параличом.
«Группы риска, не связанные с ковидом, которые также нуждались в финансовой помощи, были отодвинуты на задний план. У нас имелось время и у фонда тоже, поэтому мы запустили благотворительное мероприятие и полученные деньги направили на помощь детям».
Переход на удаленную работу не был сложной задачей для коллектива агентства. Еще до пандемии в компании были установлены присутственные дни, в которые команда собиралась в офисе для проведения планерок и решения задач. А в остальное время сотрудники могли работать удаленно и посещать офис по мере необходимости.
«За полтора года пандемии наша команда выросла в три раза. С одной стороны, всем комфортно работать из дома: кто-то уехал в свои родные города, кто-то работает из-за границы. С другой стороны, хочется видеться, больше знать друг о друге, чувствовать себя частью большого коллектива. Данную задачу решаем общими встречами и встречами отделов. Кроме того, недавно запустили внутренний Random Coffee, который позволяет сотрудникам из разных направлений встретиться очно или онлайн и познакомиться поближе».
Что касается бизнес-процессов, Евгения Кузнецова отмечает, что постоянная регулировка и перестройка рабочих процессов для ее агентства – обычная практика. Агентству You Social пять лет, это сравнительно молодая и быстрорастущая компания. Если еще год назад в штате было 13 человек, то сейчас – 37. Когда команда становится больше, процессы, настроенные на небольшой коллектив, не работают. Поэтому внедрение чего-то нового происходит постоянно, параллельно с ростом коллектива.
«Во время пандемии мы добавили немного неформальной онлайн-коммуникации. Например, создали чат «У кулера», который заменяет офисную кухню, чтобы можно было обсудить любые новости или идеи, не относящиеся к работе».
Пандемия показала, что главная ценность агентства You Social – это люди. Поэтому в команду важно вкладываться – как в выстраивание эффективных внутренних коммуникаций, так и в образование и развитие сотрудников.
«Во время пандемии был запущен проект «Час на час» – это бартерное образование с участием внешних экспертов. Внутри команды в 2021 году стартовал проект «ЦУР в мир» (ЦУР – цели устойчивого развития – Прим. ред.). Рандомайзер выбирает пару сотрудников, которые готовят образовательный контент по одной из ЦУР и делятся им с командой. Это прекрасная возможность посмотреть на нашу работу с другой стороны. Помимо внутренних программ обучения, наши сотрудники имеют возможность выбрать внешние программы, которые финансируются агентством».
По словам Евгении Кузнецовой, именно от команды зависит, сможет компания пережить кризис или нет. Это важно учитывать при подборе сотрудников, а также при дальнейшей коммуникации с ними. Подбор кадров – крайне важный процесс, которому руководство агентства уделяет особое внимание. Отчасти это связано со спецификой деятельности. Консалтинг – это не готовый набор технических решений. Вместе с ростом и развитием компаний-клиентов команда агентства также растет и развивается.
«Самое главное – вкладывать ресурсы в развитие команды. Вкладываться в образование сотрудников, заботиться о том, чтобы они понимали, чем занимается компания, куда она идет, почему она это делает. Для нас подбор кадров – это очень долгий и трудоемкий процесс».
Важным уроком пандемии для руководства компании стало то, что работодатель всегда должен быть готов к кризисным ситуациям, и лучший способ к ним подготовиться – обеспечить финансовую подушку. Она поможет сохранить команду и не обесценить работу коллектива, сокращая зарплаты.
В пандемию Агентство You Social проявляет себя как антихрупкий бизнес: развивается несмотря на трудности и неустойчивость экономики. За последний год компании удалось вырасти по многим показателям: расширить линейку услуг, набрать в команду новых специалистов, улучшить финансовые показатели.
В чем секрет успеха молодого и амбициозного консалтингового агентства? С одной стороны, растет значимость корпоративной, социальной и экологической ответственности – все больше крупных компаний хотят укрепить свои позиции в этой сфере. С другой – развитию You Social помогают грамотные управленческие решения.
В кризисной ситуации компаниям важно найти свои зоны роста и уверенно их осваивать. При этом руководителям необходимо заранее позаботиться о финансовой подушке, а также регулярно вкладываться в свой коллектив.