Отношение участников Лонгитюда к объединениям предпринимателей

Представители малого бизнеса рассказали об интересе к предпринимательским сообществам и мотивах вступления в них

qr-code
Отношение участников Лонгитюда к объединениям предпринимателей

В опросе по итогам IV квартала 2023 года мы узнали у участников Лонгитюда Малого Бизнеса, состоят ли они в каких-либо объединениях предпринимателей, каковы причины их (не)вступления в подобные сообщества, считают ли они их полезными, а также посещают ли они какие-либо мероприятия для предпринимателей. 

В ходе 11-й волны Лонгитюда респондентов спросили о том, следят ли они активно за развитием предпринимательства в России, интересуются ли историями и опытом других бизнесменов или предпочитают ограничиваться информацией, которая необходима для ведения бизнеса. Ответили, что активно интересуются 45% респондентов, ограничиваются необходимой информацией 50%. Примечательно, что несколько выше доля активно следящих за развитием предпринимательства была среди тех, кто в IV квартале 2023 года придерживался бизнес-стратегии роста (51%), смог улучшить свои бизнес-позиции1 по сравнению с III кварталом 2023 года (51%), а также среди тех, кто сообщил, что 2023 год для их бизнеса был более успешным, чем 2022-й (52%). Можем предположить, что стремление быть в курсе происходящего в предпринимательской сфере, интерес к опыту других бизнесменов помогают получить информацию для более оптимальных бизнес-решений. 

 

Одни предприниматели активно следят за развитием предпринимательства в России, интересуются историями и опытом других бизнесменов. Другие предприниматели предпочитают ограничиваться только той информацией, которая необходима им для ведения бизнеса. А к какой категории относитесь вы – к первой или ко второй?

данные в % от групп

Здесь и далее жирным шрифтом и подчеркиванием выделены данные по группам опрошенных с отклонением от данных по выборке в целом на 5 п.п. и выше в большую или меньшую сторону соответственно.

Отдельно отметим, что прослеживается взаимосвязь между стремлением следить за информацией в предпринимательской сфере и склонностью к инновациям, использованию современных технологий. Так, несколько чаще, чем в среднем по выборке (45%), активно следящие за развитием предпринимательства встречаются среди проходивших за последние полгода обучение, связанное с ведением бизнеса (63%), среди сообщивших, что на их предприятии появились новые виды деятельности (61%), среди использующих такие технологии ведения бизнеса, как онлайн-продажи (53%), интернет-средства для организации рабочих процессов и координации удаленной работы (50%). Вероятно, интерес к информации о предпринимательстве, опыте других бизнесменов способствует и большей осведомленности в сфере бизнес-технологий, программ обучения. 

 

Одни предприниматели активно следят за развитием предпринимательства в России, интересуются историями и опытом других бизнесменов. Другие предприниматели предпочитают ограничиваться только той информацией, которая необходима им для ведения бизнеса. А к какой категории относитесь вы – к первой или ко второй?

данные в % от групп

Что касается непосредственно объединений предпринимателей (от неформальных чатов, встреч до официальных организаций, ассоциаций), то в них состоят 35% опрошенных, 21% хотел бы в них вступить, 34% не хотели бы в них состоять. Интересно, что доля состоящих в объединениях была несколько выше среди тех, кто в IV квартале 2023 года сообщил о недостаточности дохода для покрытия прямых расходов (43%), придерживался в тот период бизнес-стратегии выживания (41%), ухудшил свои бизнес-позиции по сравнению с III кварталом 2023 года (40%). Возможно, в данном случае вступление в предпринимательские сообщества связано с попыткой найти поддержку, помощь в решении проблем в бизнесе. 

 

Некоторые предприниматели объединяются по интересам – создают чаты, иногда устраивают неформальные встречи или вступают в официальные организации, ассоциации бизнеса. Вы бы хотели или не хотели состоять в каком-либо из таких объединений? Или, может быть, вы уже состоите в каком-то формальном или неформальном объединении предпринимателей?

данные в % от групп

Примечательно, что участие в предпринимательских сообществах, как и в случае с интересом к информации о предпринимательской сфере, связано со склонностью к инновациям, развитию. Так, несколько выше, чем в среднем по выборке (35%), доля состоящих в предпринимательских объединениях была среди тех, кто за последние полгода проходил обучение как вести бизнес (57%), сообщил о появлении новых направлений деятельности (52%), использовал интернет-решения для продвижения товаров и услуг (45%), онлайн-продажи (43%), интернет-средства для организации рабочих процессов и координации удаленной работы (41%).  

 

Некоторые предприниматели объединяются по интересам – создают чаты, иногда устраивают неформальные встречи или вступают в официальные организации, ассоциации бизнеса. Вы бы хотели или не хотели состоять в каком-либо из таких объединений? Или, может быть, вы уже состоите в каком-то формальном или неформальном объединении предпринимателей?

данные в % от групп

Предыдущий тезис отчасти подтверждает тот факт, что, говоря о мотивах вступления в предпринимательские сообщества, как вступившие в них, так и желающие вступить чаще всего упоминали «обмен опытом, профессиональными знаниями» (14 и 11% соответственно) и «получение новой информации, знакомство с новостями в нашей сфере» (14 и 5% соответственно). Нежелающие же вступать в какие-либо объединения предпринимателей чаще всего аргументировали свою позицию тем, что «это бессмысленно, неинтересно, ничего не дает» (18%) и «мне некогда, жалко времени» (9%). 

 

Участников Лонгитюда также спросили, посещают ли они какие-либо мероприятия (например, мастер-классы, тренинги, конференции, бизнес-встречи) для предпринимателей: 37% сообщили, что посещают, 24% – что не посещают, но хотели бы, 35% – что не посещали и не хотели бы. При этом мы в очередной раз наблюдаем взаимосвязь с некоторыми показателями бизнеса и склонностью к инновациям. Так, несколько выше доля посещавших мероприятия для предпринимателей была среди тех, кто в IV квартале 2023 года придерживался стратегии роста (45%), смог улучшить свои бизнес-позиции по сравнению с III кварталом 2023 года (44%), оценил 2023 год как более успешный для бизнеса, чем 2022 год (43%). Помимо того, посещающие мероприятия для предпринимателей чаще встречаются среди использующих онлайн-продажи (47%), интернет-решения для продвижения товаров и услуг (44%), интернет-средства для организации рабочих процессов и координации удаленной работы (44%), среди сообщивших, что в их бизнесе появились новые виды деятельности (47%), среди проходивших за последние полгода обучение, связанное с ведением бизнеса (63%). 

 

Вы посещаете или не посещаете хотя бы иногда мероприятия для предпринимателей, например мастер-классы, тренинги, конференции, бизнес-встречи? Если не посещаете, то вы хотели бы их посещать или нет?

данные в % от групп

Вы посещаете или не посещаете хотя бы иногда мероприятия для предпринимателей, например мастер-классы, тренинги, конференции, бизнес-встречи? Если не посещаете, то вы хотели бы их посещать или нет?

данные в % от групп

И, наконец, участники Лонгитюда высказались о пользе предпринимательских сообществ. Большинство (61%) считают, что участие в объединениях, организациях помогает предпринимателям в их деятельности, 17% – что не помогает. Довольно ожидаемо, доля полагающих, что участие в объединениях помогает, была несколько выше среди тех, кто уже в каких-либо объединениях состоит (79%), хотел бы в них состоять (80%), а также среди тех, кто в IV квартале 2023 года придерживался стратегии роста (71%), смог улучшить свои бизнес-позиции по сравнению с III кварталом 2023 года (67%), оценил 2023 год как более успешный для бизнеса, чем 2022 год (67%). 

 

Как вы думаете, участие предпринимателей в объединениях, ассоциациях, организациях помогает или не помогает им в предпринимательской деятельности?

данные в % от групп

Таким образом, хотя состоящих в предпринимательских объединениях пока не очень много среди участников Лонгитюда, большинство опрошенных полагают, что участие в них помогает предпринимателям вести бизнес. В качестве основных мотивов вступления в подобные сообщества как желающие в них вступить, так и уже вступившие чаще всего указывали возможность обмениваться опытом, профессиональными знаниями, получения. Учитывая, что была обнаружена взаимосвязь между участием в объединениях и склонностью к инновациям, использованию современных технологий, можем предположить, что как минимум таким образом происходит обмен информацией о бизнес-технологиях. 

Кроме того, нетрудно заметить, что и интерес к опыту коллег, конкурентов, склонность к участию в предпринимательских сообществах, мероприятиях и вера в то, что членство в объединениях помогает успешно вести бизнес, в значительно большей степени характерны для тех, чей бизнес находится на траектории роста («улучшившие позиции»), и для тех, чей бизнес находится на траектории снижения («ухудшившие позиции»), чем для тех, чей бизнес находится в относительно стабильном состоянии. Иначе говоря, стремление к получению новых знаний о бизнесе, к кооперации с другими предпринимателями стимулируется как успехами, так и неудачами, как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями в состоянии бизнеса. Можем предположить, что в случае с более успешными предпринимателями такое стремление скорее связано с желанием поделиться своим опытом, продолжить свое развитие, узнавая о новых возможностях, принимая во внимание ошибки своих коллег. Менее же успешные, помимо знаний об инновациях, вероятно, еще и ожидают получить от подобного взаимодействия помощь и поддержку в кризисных ситуациях. Так или иначе, похоже, сообщества, мероприятия играют немаловажную роль во взаимообогащении предпринимателей опытом, знаниями, навыками, необходимыми как для сохранения жизнеспособности малого бизнеса, так и для его развития. 

________________

Источник данных 

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка 11-й волны – 733 респондента. Сроки проведения 11-й волны: 16 января – 14 февраля 2024 года. 

_____

1 Здесь и далее под «улучшившими бизнес-позиции» подразумеваются те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста, продолжили придерживаться стратегии роста. Подробнее о группах по траекториям бизнес-стратегий см. в материале «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий». 

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ